Эксперты Всемирного банка (ВБ) представили в Ташкенте «Доклад о мировом развитии 2018: Обучение как средство реализации образовательных перспектив», а также обсудили меры, необходимые для развития сектора образования и подготовки кадров в Узбекистане.
В презентации доклада приняли участие директор сектора образования Всемирного банка (ВБ) Кейко Мива, менеджер сектора образования ВБ по региону Европы и Центральной Азии Кристиан Аэдо, а также старший директор по экономике развития и. о. главного экономиста ВБ Шанта Девараян. В обсуждении доклада приняли участие представители государственного и частного сектора Узбекистана, дипломатического корпуса, а также партнеры Всемирного банка из различных международных организаций.
В приветственном слове Глава Представительства Всемирного банка в Узбекистане г-н. Хидеки Мори отметил: «Реализация образовательных перспектив означает предоставление молодым людям возможности не только конкурировать в экономике завтрашнего дня, но и улучшать жизнь в их собственных странах. По этой причине Банк поддерживает усилия правительства Узбекистана, направленные на улучшение образовательных систем в интересах миллионов молодых людей по всей стране».
«Доклад о мировом развитии 2018: Обучение как средство реализации образовательных перспектив» предупреждает о «кризисе обучения» в мире. Он не только демонстрирует, каким образом дети во ряде стран не получают необходимые знания и навыки, хотя и посещают школы, но и выявляет глубинные факторы, под влиянием которых проблемы обучения приобретают хронический характер и препятствуют развитию этих стран.
На основании данных, полученных в ходе масштабных консультаций с правительствами, организациями в области развития, научно-исследовательскими учреждениями, НПО и частным сектором в 20 странах, в докладе сформулированы три рекомендации для правительств:
1. Оценивать качество обучения так, чтобы оно стало целью, поддающейся измерению.
Лишь в половине развивающихся стран существуют системы измерения качества знаний учащихся, заканчивающих начальную и первую ступень средней школы. Тщательно разработанные системы оценки достижений учащихся помогут учителям работать с учениками, будут способствовать совершенствованию управления системой и позволят сосредоточить общественное внимание на обучении. Эти меры могут помогать в обоснованном выборе вариантов политики и отслеживании прогресса, а также выявлять детей, оказавшихся в ущемленном положении.
2. Принимать меры к тому, чтобы школы работали в интересах всех детей.
Обеспечивать равные условия для всех, снижая показатели задержек в росте и содействуя развитию умственных способностей за счет мер по обеспечению питания и стимуляции детей младшего возраста, чтобы дети приходили в школу, будучи готовыми к ней. Привлекать талантливых людей в сферу образования и мотивировать их, организуя повышение квалификации учителей с использованием системы наставничества. Применять технологии, помогающие учителям учитывать в процессе преподавания уровень подготовки учащихся, и наращивать потенциал руководства школ, в том числе их директоров.
3. Мобилизовать всех, кто заинтересован в обучении.
Использовать информацию и показатели для мобилизации граждан, усиления подотчетности и формирования политической готовности к реформированию системы образования. Привлекать заинтересованные стороны, в том числе деловые круги, к осуществлению реформы образования на всех ее этапах – от разработки до осуществления.
В Узбекистане имеется ясное понимание того, что обеспечение граждан качественным и доступным образованием создает предпосылки для процветания общества. Правительство рассматривает сферу развития человеческого капитала в числе приоритетных направлений государственной политики. Поэтому, доклад и примеры, приведенные из практики других государств, вызвали живой интерес у участников обсуждения.
Эксперты ВБ и участники встречи обсудили возможности и вызовы в секторе образования Узбекистана, а также существующие пробелы между подготовкой будущих кадров и потребностями рынка труда, а также ожиданиями работодателей. Были высказаны рекомендации, направленные на трансформацию существующих моделей образования для решения системных проблем в данной области.
«Доклад о мировом развитии» – это флагманская публикация Всемирного банка. Начиная с 1978 года, он издается ежегодно и используется как весомый источник информации о состоянии социальной и экономической сферы современного мира. Например, в 2017 году доклад был посвящен вопросам государственного управления и закона, а в 2016 году – вопросам цифровых дивидендов.
В этом году доклад посвящен проблемам в сфере образования. В нем рекомендованы конкретные меры политики, призванные помочь странам преодолеть текущий кризис в данной сфере.