back to top
7.6 C
Узбекистан
Вторник, 23 декабря, 2025

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,130ПодписчикиПодписаться
День Победы Тамиллы Мухамедовой

Ярким событием I Международного фестиваля балетного искусства «Palette of Ballet» — «Палитра балета» стал бенефис ведущей солистки Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, заслуженной артистки Узбекистана Тамиллы Мухамедовой.

Ведущие Екатерина Пашковская и Рахматилло Хасанов, открывая концертную программу – она совпала с Днём памяти и почестей и Днём Победы в Великой Отечественной войне – поздравили публику с всенародным торжеством. Символично, что в эту дату любимица публики, прима отечественного Большого театра, прощалась со сценой, служению которой отдала большую часть своей жизни.

Медленно раздвинулся пунцовый, расшитый золотом бархат, и под волшебную музыку «Вальса цветов» из «Спящей красавицы» Петра Ильича Чайковского закружились балерины. Аплодисментами встретил зал Тамиллу Мухамедову в поэтическом образе Авроры. Четыре Кавалера – солисты Тимур Шангариев, Бекзод Акимбаев, Данияр Хасманов, Сардор Садинов — участвовали в первой сцене трёхчасовой программы бенефиса, подготовленной заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан, режиссёром Андреем Слонимом.

Прима словно оживила пушкинские строки:
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит…»

Именно такой – светлой, легкой, хрупкой, с ясной улыбкой на лице — запомнит публика одну из самых красивых балерин ГАБТа имени Навои. Ослепительным фейерверком промелькнули созданные ею образы в специально подготовленном творческом видеопортрете, чтобы воплотиться тут же, на реальной сцене, подтверждая техническое мастерство и неподражаемое изящество балерины.

Вечер бенефиса украсили не только выступления виновницы торжества, но и музыкальные подарки коллег – ведущих солистов оперной труппы Рахима Мирзакамалова, Усмана Рамизова, Кирилла Борчанинова, Руслана Гафарова. В ряду вокальных номеров прозвучали и «Куплеты Эскамильо» из оперы «Кармен», предварившие сцену из «Кармен-сюиты» Бизе – Щедрина, в которой вместе с примой выступил Бекзод Акимбаев.

Об этой партии балерина грезила не один год и сумела создать не похожий на другие образ грациозной и мягкой Кармен.

Каждая из исполненных в программе бенефиса партий любима балериной и выпестована во всех нюансах хореографии — выразительной пластике движений, в прыжках, вращениях, изяществе каждого па. Зрители увидели в этот вечер сцены из многих балетов классического репертуара, в которых выступала прима.

Сюрпризом бенефиса стала хореографическая композиция «Элеги» из балета «Лебединое озеро» в хореографии Хин Пен Ванга (Китай). Этот номер никогда не исполнялся в версии балета, знакомой ташкентской публике — он из постановки Дортмундского театра (Германия).

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Марк Раджапов, сокурсник и в прошлом партнёр Тамиллы Мужамедовой по ташкентской сцене, а ныне солист Дортмундского театра, специально прибыл поздравить балерину и выступить вместе с нею в трогательный день прощания со сценой. Аплодисменты были заслуженной оценкой этого классического, одухотворённо и очень современно исполненного номера.

После Адажио из балета «Спартак» Хачатуряна, балерина вышла вместе со своим основным партнёром Тимуром Шангариевым и артистами балета в феерическом Гранд-па из «Дон Кихота» Минкуса.

Украсили вечер Адажио и кода из 3-го действия балета «Лебединое озеро». Прима показала индивидуальный, не похожий на другие образ вкрадчиво-обольстительной и нежной Одиллии, способной вмиг сменить любовь на коварство.

Завершили концертную программу Розовый вальс» и Па-де-де из любимого балериной спектакля – «Щелкунчика» Чайковского.

День Победы Тамиллы Мухамедовой

С детства она любила эту сказку, с двух-трёх лет сама кружилась в танце, стоило зазвучать музыке, пыталась встать на пальцы, как это делают балерины. Родители заметили одарённость дочери, и в назначенный судьбой и правилами срок, в 10 лет, преодолев все конкурсные барьеры, Тамилла поступила на классическое отделение Ташкентского хореографического училища. В выпускном классе была приглашена стажёром в балетную труппу театра и прошла все ступени сценического пути — от кордебалета, к работе в котором относилась с огромной ответственностью, до примы-балерины.

Успех пришел рано, главные партии классического репертуара танцевала спустя всего год после выпуска из училища. Освоила самые сложные технические элементы, требующие недюжинной физической выносливости и упорства, труда не до седьмого – до десятого пота. Виртуозно делала пируэты и повороты, прыжки, арабески в вариациях, крутила положенные 32 фуэте, сохраняя при этом безмятежную улыбку или выражая романтическую драматургию образа.

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Выходя на поклоны, словно продолжала танец – признаться, так красиво кланяться, как Тамилла, мало кто умеет. Но за мягкостью и грациозным внешним изяществом балерины – твёрдый характер, самокритичный и несгибаемый.

Образ жизни балерины суров. С утра – ежедневные занятия в классе – у балетного станка. Затем несколько часов репетиций – пока пуанты не сотрутся. Их хватает на несколько дней, а упорства примы должно хватить на десятилетия. Тамилла не боялась никаких трудностей профессии, на вечерние спектакли выходила окрылённой, как бы ни была утомлена, и на сцене была обворожительно прекрасна и блистательна в любой из своих партиях.

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Мало кто знает, чем платит балерина за аплодисменты и любовь публики. Поначалу случались и падения – и как непросто в такой ситуации встать и продолжить танцевать — танцевала! Были сложные, казалось бы, безнадежные травмы, месяцы лечения, отчаяние, боль. За внешней легкостью движений – труд, сбитые в кровь пальцы, вывихи, сложный перелом стопы… Вот и перед бенефисом случилась травма. Но могла ли Тамилла оказаться от бенефиса? Нет, не подвела ни фестиваль, ни зрителей, ждавших встречи с нею. Хирурги, уколы, заморозка… И она, открывая концерт, с ослепительной улыбкой и сияющими от счастья глазами вновь взлетает над сценой. Ибо балет – её жизнь, её судьба и предназначение.

Почти четверть века – 24 года отданы театру, который стал для заслуженной артистки домом, семьей. Более 30 партнеров за два с половиной десятилетия. Участие в международных конкурсах в США, Франции, стажировка Большом театре в Москве и Королевской балетной школе Эдинбурга в Шотландии, гастроли с ГАБТом в Гонконге, Индии, Китае, Малайзии, Пакистане, Сингапуре, Таиланде Турции, Японии.

Главным зрителем для Тамиллы всегда был ташкентский – ему она дарила своё творчество с полной самоотдачей. Казалось, так будет всегда. Но век балерины короток и суров – пролетает как вращение в фуэте. Принять решение уйти со сцены – это тоже победа над собой, даже звёзды мирового уровня не всегда вовремя принимают столь сложное испытание.

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Прощаясь, балерина обратилась со сцены со словами любви и признательности к зрителями, поддержавшим её в этот час, как и во все предыдущие годы учителям, коллегам, дирижёрам и артистам оркестра – упомянув каждого, кто помог на творческом пути.

Карьера балерины завершена, но творческий потенциал и профессии, полученные на балетмейстерско-режиссерском факультете Высшей школы национального танца и хореографии, в магистратуре искусствоведческого факультета Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бекзода, позволят служить театру и преподавать в своей alma mater, готовя новую смену артистов балета.

И самой ставить спектакли. Что ж, молодых хореографов в ГАБТе нет – возможно, это будет новая победа балерины над собой и временем.

Тамара Санаева
Фото Юрия Полянского и автора
Видео автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан за 11 месяцев 2025 года продал золото на рекордную сумму

Экспорт золота из Узбекистана за январь–ноябрь 2025 года достиг рекордных показателей, следует из отчёта Национального комитета по статистике. По итогам...

Больше похожих статей