back to top
16 C
Узбекистан
Пятница, 18 октября, 2024

Цены на плодоовощную продукцию продолжат расти, а качество — ухудшаться

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,970ПодписчикиПодписаться
Цены на плодоовощную продукцию продолжат расти, а качество - ухудшаться

По данным Госкомстата, в первом квартале 2018 года экспорт плодоовощной продукции Узбекистана увеличился в стоимостном исчислении на 51,7 процента до 110,8 миллиона долларов, в натуральном – на 84,9 процента до 182,8 тысячи тонн. Население страны это вроде бы должно радовать, но, все же, мягко говоря, огорчает.

С одной стороны республика пополняется необходимыми валютными средствами, особенно в условиях либерализации валютной политики, с другой стороны – это отрицательно сказывается на ценах, что, конечно же, не может радовать рядовых граждан, которые привыкли на протяжении всей своей жизни приобретать высококачественную витаминизированную продукцию по вполне приемлемым ценам.

Так, только за март цены на фрукты выросли по сравнению с предыдущим месяцем аж на 12,5 процента. И хотя цены на овощи при этом незначительно снизились (1,4 процента), все равно подобные темпы удорожания продукции с высоким содержанием витаминов не может не пугать население. Особенно, если учесть, что овощи мы в большей части употребляем после термической обработки, которая существенно снижает содержание витаминов. А ведь они так необходимы для физического и умственного развития наших детей.

При подобной ситуации в выигрыше здесь остаются только фармкомпании и аптеки, ведь родителям приходится заменять натуральные витамины по большому счету на неизвестно что. Ведь всем известно, что уровень фальсификации продукции в этой фармацевтической отрасли, один из самых высоких.

Да, и не каждому родителю по карману витамины, продающиеся в аптеках, которыми, кстати, усеяны все города и уже даже поселки. Это говорит об их высокой доходности, которая в будущем будет только расти, если учесть, что наши граждане в малолетнем возрасте с каждым годом будут испытывать все большую нехватку витаминов . А это безусловно скажется на здоровье нации и объемы потребления лекарственных средств будут расти с невероятными темпами.

Интересна также довольно существенная разница в росте экспорта плодов и овощей в денежном эквиваленте и натуральном. Если посмотреть на цифры, то выходит, что стоимость узбекской плодоовощной продукции на внешних рынках падает. И хочется спросить: так «стоит ли овчинка выделки»?

Не стоит забывать и о человеческом факторе. Ведь почувствовав «запах» больших денег производители сельхоз продукции в погоне за высокими урожаями могут использовать в ее выращивании средства, которые существенно скажутся на ее качестве. Например, если еще несколько лет назад мы сравнили бы на вкус турецкие фрукты и узбекские, можно было бы понять, о чем идет речь. Но в последнее время эта разница исчезает с невероятными темпами.

При этом экспорт в Турцию узбекской плодоовощной продукции растет с каждым годом, а страна входит в пятерку основных партнеров Узбекистана и на ее долю приходится 5-6 процентов от всего экспорта плодоовощной продукции республики. Притом, что Турция сама ежегодно экспортирует фрукты и овощи примерно на 1,5 миллиарда долларов, а сельское хозяйство составляет около 15 процентов от ее экономики. Так, что выводы делайте сами.

Возвращаясь к Узбекистану, можно отметить, что если сравнить показатели роста экспорта и производства плодоовощной продукции, то можно увидеть, что с каждым годом значительно увеличивается доля экспорта и соответственно снижается доля внутреннего потребления. А с учетом роста цен и снижения качества фруктов и овощей, все это приводит к довольно печальным выводам.

Конечно, руководство страны старается нивелировать разницу между ростом экспорта и производства плодоовощной продукции. Так, в текущем году на 150 тысяч гектаров будут сокращены площади посевов хлопчатника и зерновых культур , на которых планируется выращивать другие сельскохозяйственных культуры. Но все же не покидает ощущение, что это не принесет большого эффекта и ситуация на внутреннем рынке плодоовощной продукции продолжит ухудшаться.

Напомним, что в 2016 году уже были увеличены посевные площади сельхокультур за счет сокращения посевов хлопчатника на площади 30,5 тысяч гектаров. Благодаря этому посевные площади овощной увеличились до 172,6 тысяч гектаров, картофеля – до 86,3 тысячи гектаров, бахчевых культур – до 26,3 тысячи гектаров.

Помимо этого на площади 5,2 тысячи гектаров разбиты новые сады, проведена реконструкция садов – на 5,7 тысячи гектаров, виноградников – на 3,2 тысячи гектаров, а также на площади 163 гектара создано более 4,2 тысяч теплиц, установлены 16 новых холодильных камер для хранения 10,5 тысяч тонн плодоовощной продукции.

Но большого эффекта от этого не было. так в 2017 году объем собранных овощей увеличился на всего лишь на 1,4 процента и составил 11,4 миллиона тонн, плодов и ягод – на 1,1 процента до 3,1 миллиона тонн, картофеля – на 1,9 процента до 3 миллионов тонн, бахчевых культур – на 2,4 процента до 2,1 миллиона тонн, винограда – на 0,8 процента до 1,75 миллиона тонн.

Т. АЛИМУХАМЕДОВ

5 КОММЕНТАРИИ

  1. В Германии есть специальная антимонопольная комиссия, которая занимаеться качеством плодовощной продукцией и регулирования цен на эти продукты, те фермеры которые завышают и продают не качественные плодовощную продукцию их превликают к адм.ответственности ввиде штрафа. Тем самым регулируют внутренний рынок государства ценами и качеством сельхозпродукта. На этом примере надо сделать так же.

  2. Вот к примеру в девяностых годах арбузы дыни помидоры огурцы морковь капуста зелень имели совсем другой вкус не то что сейчас в простонародье ТРАВА .Как так мы из сладких фруктов и ягод и овощей практически уничтожили свои собственные сорта помидор картофеля огурцов .семена кругом китайских производителей .Кто это контролирует ? Куда делись нормальные вкусные помидоры сорта Юсуповские ? Поэтому уже лет пять как не употребляем клубнику арбузы и дыни внутри жилы напоминающие какие-то нервные окончания.Поэтому видать взялись за приусадебные территории чтоб каждый по возможности выращивал для себя .Вопрос а где взять воду ведь водопроводной водой невыгодно поливать дорого расточительно и не совсем полезно .

  3. Вывод:кормим других, а сами не доедаем. На вутренний рынок все гнилое остается и некачественное что на экспорт не идет.колхозников что со своего огорода выращивают и продают нельзя гнать с рынков. Хоть у них можно прикупить немного свежей продукции. И обстановка на рынке не радует. Все очень дорого. Рост цен продолжается.

  4. Заставить выращивать качественную продукцию и продавать её дешево невозможно. Все регулируется спросом. Не покупайте плохую продукцию и она постепенно исчезнет.

  5. Килограмм яблок стоил 15 000 сум, помидоры 20 000 сум, огурцы 18 000 сум, виноград 25 000 сум и т.д. Гиперинфляция.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Элдор Арипов: Полная перезарузка имиджа Центральной Азии для внешних игроков

Делегация Узбекистана во главе с директором Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (ИСМИ) Элдором Ариповым 16-17...

Больше похожих статей