back to top
41.6 C
Узбекистан
Четверг, 15 мая, 2025

Место встреч — «Кочевье»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,560ПодписчикиПодписаться
Место встреч - «Кочевье»

В дни празднования Государством Израиль 70-летия Независимости в Узбекистане проходят выставки, концерты, мастер-классы, знакомя жителей солнечной республики с современным Израилем и его богатой культурой.

Один из проектов Дней культуры, организованных Посольством Израиля в Республике Узбекистан в честь знаменательного события, — выставка «Кочевье» с участием Алексея Дмитриева (Россия) и Анатолия Шмуэля Шелеста (Израиль), которая проходит в рамках фестиваля изобразительного и прикладного искусства, ежегодно проводимого Академией художеств Узбекистана.

Место встреч - «Кочевье»

Задумана выставка как долгосрочный проект — международный эксперимент, способный объединить культуру и художников разных стран, которые разделяют идею познания человеком себя и мира, осознавая связи между внутренней сущностью народов и окружающим их историческим и культурным пространством.

С узбекской землёй оба художника породнились давно: здесь прошла часть их жизни, обретены друзья, пройдены важные этапы становления в искусстве. Как тысячи тысяч людей из разных стран мира, поднятых на рубеже тысячелетий ветром перемен и мирового кочевья, они проживают этот исторический период в своей реальной жизни и в художественном творчестве.

Место встреч - «Кочевье»

У каждого из авторов выставки мотив «кочевья» складывался по-своему, выкристаллизовавшись в собственном опыте.
Уроженец Киева, Шмуэль (Анатолий) Шелест приехал в Ташкент после Чернобыльской катастрофы. Увлечённый библейскими легендами, затем философией и искусством Востока, он был покорён своеобразием Узбекистана. Ориентальный колорит вдохновенно воплотил в графических сериях «Мечом и каламом», «Читающие Коран», «Суть кувшина», «Аральские кружева», «Ибн Сина» и других. В поисках своей техники пробовал разные материалы и инструменты, работал даже пальцами – чем и как угодно, чтобы нащупать неожиданное образное решение. Погружение в историю и реальность Средней Азии завершилось «кочевьем» в Германию, затем в Израиль. Казалось бы, кочевой период завершён, и настоящий дом обретён. Но тема кочевья не оставляет художника. Он вникает в Священное Писание, находит в нём глубинные образы и мотивы, отражая их на холстах или бумаге. Древними свитками предстают его работы в ташкентской экспозиции. Влекут неразгаданными тайнами в монотипии или графике, живописи. Покоряют искусно воссоздаваемыми загадочными ликами, проступающими словно сквозь задымлённое стекло — сине-серое или цвета старой бронзы.

Место встреч - «Кочевье»

А. Дмитриев. Колесо

Второй автор — Алексей Дмитриев, родился в Ташкенте, в театральной семье. Рано начал рисовать, и, как многим другим из способных к изоискусству ташкентских ребят той поры, ему повезло пройти ученичество в студии Якова Львовича Фрумгарца при Дворце культуры текстильщиков.

Началом «кочевья» для Алексея стал переезд в Москву, а в 1991 — на Алтай. На прародине культур скифских и тюркских племён художник соприкоснулся с архетипами древнего Алтая. Их воздействие просматривается в архаичной экспрессии многих его работ. Алексей занимается графикой, живописью, работает как театральный художник и дизайнер и, главное, стремится расширить своё самосознание: услышать гармонию, ритмы и музыку мира, передавая это звучание в своих произведениях.

Любовь к Ташкенту и общая творческая философия объединили художников в общем проекте «Кочевье».

— Познакомившись в Ташкенте, — говорит А. Дмитриев, — мы живём в разных странах. В 2013 году снова встретились во время Ташкентской Биеннале современного искусства. И поняли: есть вещи, которые нам интересно делать вместе. Так родилось наше творческое содружество. Проект «Кочевье»– отчасти отражение наших судеб, нашего кочевья. Народы перемещаются, люди меняют место жительства. С другой стороны, кочевье можно рассматривать как бесконечный внутренний поиск того места, где сердце человека успокоится и найдёт питающий его животворный родник. Мы надеемся, что идея этой экспозиции останется жива, и выставка будет развиваться дальше, кочуя из страны в страну. Возможно, в каждой стране будет прибавляться по художнику, разделяющему наши взгляды и нашу судьбу. Таким образом, выставка будет расти, и лет через 15 проект «Кочевье» в обновлённом и расширенном составе, возможно, вернётся в Ташкент, вновь предстанет в залах этого прекрасного центра, и мы с вами снова встретимся.

Переходя от работы к работе в зале, где демонстрировались произведения авторов, невольно вспомнила строки из стихов Марины Цветаевой:

Мировое началось во мгле кочевье:
Это бродят по ночной земле — деревья,
Это бродят золотым вином — грозди,
Это странствуют из дома в дом — звезды,
Это ветры начинают путь вспять…

Место встреч - «Кочевье»

Подумала: да, всё возвращается на круги своя, и художники – вечные странники. Они в постоянном поиске, и любой предмет на их пути становится частью искусства. Например, в «Кочевье», которое, по сути, явилось цельной, хотя и сложной, многочастной инсталляцией на заданную тему, символом этих исканий предстали камни, которыми «привязаны к земле» работы Дмитриева. Их названия ностальгически просты: «Домой», «Колесо»… Или прислонённые, словно на время краткого отдыха в пути, посохи у напоминающих древние свитки произведений Шелеста на библейские темы: «Выход из Египта», «Боги и рабы»…

Место встреч - «Кочевье»

Немало самых разных экспозиций видели стены Галереи. «Кочевье» — одна из впечатляющих новизной в воплощении темы. Выставка, уверена, запомнится зрителям.

Приятно было услышать от художников высокую оценку выставочного зала, в котором им довелось показать свои работы.
— Восхищён залами Галереи изобразительного искусства и белой завистью завидую ташкентским художникам, — признался Анатолий Ш. Шелест. — Я очень рад быть здесь — в стране, которая так сердечно приняла мою семью в 1986 году; рад видеть старых и новых друзей после разлуки и представить их вниманию наш проект.

Кроме работ в «Кочевье» израильский художник 22 апреля представит персональную выставку графики «Иерусалим — Бухара» в картинной галерее Бухары.

Тамара Санаева
Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Климатические данные: май в Ташкенте бьет температурные рекорды

Планета нагревается, и Ташкент ощущает это на себе. 50 лет наблюдений за майской погодой выявляют пугающую тенденцию: температура растет,...

Больше похожих статей