Известный историк Наршахи, со ссылкой на своего предшественника Нишапури, приводит в своей книге предание о первом заселении Бухарского оазиса. В нем повествуется о том, что с различных мест Туркестанского края пришли люди и заселили то место, где ныне расположена Бухара. Это место было прежде пустынно, но стараниями людей оно ожило. Первые обитатели его поначалу жили в палатках и шатрах, а затем, освоившись на понравившейся им местности, возвели себе дома. Когда количество пришельцев увеличилось, появилась нужда в правителе. И тогда они избрали своим повелителем (амиром) человека по имени Абруй.
Поначалу амир вел себя достойно и вполне устраивал своих подданных. Но спустя некоторое время Абруй, удостоившийся титула бузург, стал жестоко угнетать своих людей. Будучи не в силах терпеть лишения и насилие жители стали покидать обжитый оазис. Наиболее зажиточные из них бежали в соседний Туркестан и основали там город Тараз. Сначала он назывался Джамукат (или Хамукат) в честь ушедшего из Бухары знатного вельможи по имени Джамук (Хамук).
Само слова «джамук» на языке бухарцев означало драгоценный камень, а слово «кат» – город. Таким образом название Джамукат переводится как город Джамука. Когда этот город разросся и с ним стали считаться окружающие племена, оставшиеся в Бухаре люди послали к правителю Джамуката своего представителя с просьбой защиты от ненавистного всеми Абруя. Однако самостоятельно справиться с Абруемджамукатцы не могли и тогда они, в свою очередь, попросили помощи у царя тюрков Карачурину. Тот, откликнувшись на просьбу, собрал войско под началом своего сына Шири Кишвара и отправил его в Бухару.
Далее в предании рассказывается о том, что одолев бухарских сарбазов, Шири Кишвар вошел в город. Схватив и зверски казнив Абруя, тюркский царевич попросил отца отдать ему Бухарскую область в правление. Карачурин согласился. Взойдя на престол, Шири Кишваротправил в Джамукат гонцов, предложив беженцам вернуться в Бухару. Он издал указ о том, что все те бывшие бухарцы, которые вернутся в родные места, «будут принадлежать к привилегированному сословию (хаввас).
Сделано это было неспроста, так как все бежавшие из Бухары от Абруя люди были богатыми и знатными. В Бухаре же остались лишь бедные и неимущие. Когда же, вняв призыву царевича, знать вернулась в Бухару, то оставшиеся в ней бедняки стали слугами (хидматгар) возвращенцев.
Книга Наршахи «История Бухары» дошла до нас в двух различных редакциях. В одной из них сказано, что Джамукат — это переименованный бухарцами город Тараз. В другой утверждается, что бухарцы выстроили новый город неподалеку от Тараза и назвали его Джамукат. В обоих случаях речь идет о городе, расположенном ныне в Республике Казахстан.
Небезынтересно, что город Джамукат встречается в записках средневекового географа Мукаддаси, который помещает его в Испиджабской области, неподалеку от реки Арысь и ее притоков. Мукаддаси рассказывает, что в его время Джамукат был значительным городом с крепостью и соборной мечетью, с предместьем, окруженным стеной (рабат), с рынками и ремесленными лавками. Таким образом, легендарный город, упомянутый Нишапури, для Мукаддаси и его предшественников был живым городом, в существовании которого не приходится сомневаться.
По мнению некоторых исследователей, в рассказе Нишапури речь идет об основавшихся в бухарском оазисе эфталитах, глава которых Абруй, совершил государственный переворот, вынудивший знать эмигрировать в Семиречье (Джетысу) и основать там город Джамукат. Действительно ли средневековый Джамукат был основан в VI веке выходцами из бухарского оазиса?
Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Однако можно предположить, что древнее предание о среднеазиатских оазисах, сохраненное в китайских текстах, было перенесено устной традицией на одноименный поздний город на Таласе, а письменной традицией связано со сказанием об Абруе.
Загадкой также остается и этническое происхождение правивших в ту эпоху среднеазиатских династий. Есть основание полагать, что китайское название членов этих родов «чжао-у» восходит к титулу главы этого рода. Одна из его наиболее сильных ветвей – самаркандская – в VIIвеке вновь заняла господствующее положение и подчинила себе ряд соседних владений. Самаркандские правители в то время получили титул великих князей согдийских, который был зафиксирован на бронзовых монетах с их именем.
Судя по именам представителей самаркандской династии, этот род подвергся, как и другие правящие роды, сильной иранизации. Местных титулов китайские хронисты не приводят. Но всех правителей среднеазиатских областей они называют ванами, обозначая их титулом вассальных по отношению к Китаю князей. Такими ванами для Китая были владетели Самарканда и Бухары, Кеша, Нахшеба и Иштыхана, Шаша и Хорезма. Все они были представителями восьми древнейших среднеазиатских родов с наследственными правителями.
Девятый род был самаркандский. Именно из него вышла династия самаркандских ихшидов, доминировавших с начала VIIвека, когда возникла настоятельная необходимость объединения владений по Зарафшану и Кашка-Дарье сначала вокруг Кеша, а затем и Самарканда.
Это государственное образование получило название Согд, так как в него входила большая часть земель, населенных согдийцами. Их глава и получил титул ихшида Согда. Китайские источники сообщают, что Согду принадлежали значительные окрестные территории – Маймург, Иштыхан, Кушания, Кабудан, а также Кеш с Бухарой. В состав согдийского государства входило большинство земель по обоим берегам Кашка-Дарьи. Известно, что и бухарцы платили ежегодную дань согдийскому ихшиду.
Характерно, что мусульманские авторы приводят в своих сочинениях различные титулы среднеазиатских князей: в Самарканде они именовались ихшид, в Кеше – ихрид, а в Бухаре – бухархудат.
В Согде существовали права престолонаследия, потому возглавлять страну или область должен был только представитель соответствующего рода: в Самарканде – самаркандского, в Бухаре – бухарского, в Кеше – кешского. Соблюдался и принцип прямого наследования от отца к сыну. Так, известно, что в Самарканде наследовал власть правителя Вархумана его сын. Такое же право получил старший сын царя Гурека и сын кешского владыки Йантуня. Соответственно этому менялись правители Усрушаны, трон которых переходил от отца к сыну.
Однако существовали и исключения: иногда престол передавался от брата к брату. Так, в период после смерти Кутайбы, бухарский трон трижды последовательно переходил от одного брата к другому. Тем не менее власть согдийских правителей была ограничена советом старейшин, или вождей, старшим среди которых был сам владетель. Между ним и остальными владетелями существовала определенная иерархия, довольно похожая на ту, которая действовала в Древней Руси между великим князем и остальными князьями.
Так называемая династия самаркандских ихшидов властвовала в Согде со второй четверти VIIвека по третью четверть века IX. Однако сохранились и другие свидетельства, гласящие, что их правление продолжалось до самого конца того же века. Составитель «Кандии» утверждал, что до прихода сюда арабов во главе с Кутайбой Согдом последовательно правили тринадцать владетелей (маликов). Это находит свое подтверждение в китайских хрониках. Однако многие страницы интересной истории страны до сих пор покрыты мраком. Известны нам имена лишь восьми из тринадцати владык и то, что Тургар, сын Гурека, занял самаркандский престол после смерти своего отца лишь в 738 году.
Последние представители династии ихшидов, так же, как и родов других соседних среднеазиатских правителей, стали не только свидетелями, но и непосредственными участниками страшных войн с арабскими завоевателями и не менее тяжких междоусобиц, вызванных последними.
Р. НАЗАРЬЯН