Центральный банк Узбекистана разработал Положение о минимальных требованиях к деятельности коммерческих банков, которыми они обязаны руководствоваться при осуществлении взаимоотношений с потребителями банковских услуг. Документ, состоящий из пяти глав и десяти параграфов, в данное время обсуждается на ЕПИГУ.
Настоящее Положение принято в целях:
-обеспечения соблюдения прав и законных интересов потребителей банковских услуг;
-предупреждения недобросовестных практик взаимодействия банка с потребителями банковских услуг;
-повышения информационной открытости рынка кредитования и финансирования, а также повышения уровня финансовой грамотности и информированности потребителей банковских услуг о деятельности банка;
-повышения качества банковских услуг, оказываемых банками, говорится в обсуждаемом документе.
В общих правилах взаимодействия банков с потребителями, в частности, говорится, что в деятельности банка не допускается применение недобросовестных практик, в том числе, в частности,
премирование работников банка за реализацию мер, направленных исключительно на увеличение размера задолженности потребителей.
Напомним, что Президент Узбекистана недавно обозначил восемь системных недугов банковской системы.
Это чрезмерная централизация полномочий в принятии решений по выдаче кредитов, усложненные механизмы рассмотрения кредитных заявок. Отсутствие возможности выдачи микрозаймов коммерческими банками не обеспечивает повышение уровня доступности микрозаймов, а высокие процентные ставки по услугам микрокредитных организаций и ломбардов зачастую приводят к ухудшению финансового состояния потребителей. К числу изъянов относится также низкий уровень развития рынка розничных банковских услуг и отсутствие современных подходов выстраивания партнерских отношений с клиентами. Права потребителей банковских услуг нарушает включение в договоры условий, предусматривающих одностороннее право изменять тарифы на услуги, проценты по выданным кредитам и привлеченным депозитам.
Устранение указанных проблем — одна из основных задач Центрального банка.
Ему поручено установить с 1 июля 2018 года требования, в соответствии с которыми коммерческие банки создают условия для:
-беспрепятственного доступа в зону непосредственного обслуживания клиентов, без предварительных разрешений и предъявления документов, подтверждающих личность;
-получения предварительной консультации об оказываемых банковских услугах от администраторов первичного приема клиентов;
-прозрачной регистрации и рассмотрения кредитных заявок с указанием пошаговой процедуры принятия решения и порядка оповещения о выдаче или мотивированном отказе в выдаче кредита (микрозайма).
В. НОВИКОВ