В постановлении от 23 марта 2018 года «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг» Президент Узбекистана обозначил восемь системных недугов банковской системы.
Как отмечено в документе,
первое – чрезмерная централизация полномочий в принятии решений по выдаче кредитов препятствует четкому разграничению ответственности между головными банками и их филиалами;
второе – усложненные механизмы рассмотрения кредитных заявок ограничивают возможность оперативного получения кредитов;
третье – отсутствие возможности выдачи микрозаймов коммерческими банками не обеспечивает повышение уровня доступности микрозаймов, а высокие процентные ставки по услугам микрокредитных организаций и ломбардов зачастую приводят к ухудшению финансового состояния потребителей;
четвертое – низкий уровень развития рынка розничных банковских услуг и отсутствие современных подходов выстраивания партнерских отношений с клиентами создают почву для проявления излишней бюрократии и волокиты;
пятое – отсутствие государственной процессинговой организации по осуществлению безналичных расчетов на основе банковских карт влияет на уровень безопасности, бесперебойности и надежности функционирования розничных платежных систем и препятствует продвижению современных технологических решений при реализации инновационных проектов, доступных для широких слоев населения;
шестое – взимание комиссии за рассмотрение и выдачу кредитов (микрозаймов), а также других платежей приводит к увеличению реальной стоимости заимствования;
седьмое – включение в договоры условий, предусматривающих одностороннее право изменять тарифы на услуги, проценты по выданным кредитам и привлеченным депозитам, а также предоставление одной услуги с навязыванием приобретения дополнительной нарушают права потребителей банковских услуг;
восьмое – наличие ограничений по снятию иностранной валюты с платежных банковских карт и недостаточное количество банкоматов не обеспечивают должный уровень обслуживания при валютно-обменных операциях.
Устранение указанных проблем, дальнейшее совершенствование механизмов обеспечения защиты прав потребителей банковских услуг и повышения уровня финансовой доступности с учетом современных тенденций инновационного развития является одной из основных задач Центрального банка, отмечено в постановлении.
Ему поручено , в частности, установить с 1 июля 2018 года требования, в соответствии с которыми коммерческие банки создают условия для:
-беспрепятственного доступа в зону непосредственного обслуживания клиентов, без предварительных разрешений и предъявления документов, подтверждающих личность;
-получения предварительной консультации об оказываемых банковских услугах от администраторов первичного приема клиентов;
-прозрачной регистрации и рассмотрения кредитных заявок с указанием пошаговой процедуры принятия решения и порядка оповещения о выдаче или мотивированном отказе в выдаче кредита (микрозайма), говорится в документе.
Коммерческим банкам рекомендовано:
-изучить передовой международный опыт банковской деятельности и внедрить новые виды банковских услуг и продуктов;
-увеличить сеть филиалов банков и мини-банков с учетом их окупаемости и потребностей в банковских услугах;
-расширить права филиалов по самостоятельному принятию решений о выдаче кредита без дополнительного согласования с головным банком.
До 1 мая в республике будет разработано Положение, предусматривающее установление требования о наличии скоринговой модели в кредитном бюро с возможностью создания коммерческими банками собственной скоринговой модели, позволяющей оценить кредитоспособность потенциального заемщика и сократить сроки выдачи кредитов (микрозаймов) физическим лицам и субъектам малого предпринимательства.
В. НОВИКОВ