back to top
8.2 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

«Амир Тимур как родоначальник почтового дела»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
"Амир Тимур как родоначальник почтового дела"

Многие наши современники полагают, что родиной почтовой связи является Европа. Однако исторические свидетельства убедительно доказывают другое. Оказывается, что почтовое дело в Средней Азии с успехом функционировало в нашем регионе более шестисот лет тому назад, когда в европейских странах об этом важном деле еще и понятия не имели и пересылка всякого рода бумаг производилась посылками всякого рода гонцов.

Первым, кто обратил внимание на необходимость организации подобной связи, был, как оказывается, Амир Тимур. Громадная территория созданного им государства и отдаленность его столицы – города Самарканда – от многих провинций, лежавших на западе и востоке, а также необходимость иметь постоянные сношения со своими военачальниками, заставили Тимура приступить к устройству почтового дела. Для этого первоначально во всех крупных городах империи были устроены почтовые станции, носившие название «ям» и поддерживавшие постоянное сообщение между собой.

Таким образом русские ямы и соответственно ямщики обязаны своим началом великому среднеазиатскому полководцу. Примечательно, что люди, служившие в то время начальниками почтовых ям, были одновременно и наблюдателями за действиями администрации данной местности, доносившие непосредственно Тимуру обо всем замеченном. Можно сказать, что по своим обязанностям эти наблюдатели за исполнением законов приближались к современным прокурорам.

Почтовая сеть соединяла резиденцию правителя с самыми отдаленными городами, являясь строго выстроенной государственной организацией. Наглядное подтверждение тому являют собой развалины бывших почтовых станций, сардобы (водохранилища на караванных путях) и караван-сараи на главнейших дорогах Мавераннахра.

Однако при потомках Тимура, не уделявших должного внимания почтовому делу, оно постепенно стало разрушаться и к тому времени, когда в Европе был уже создан всемирный почтовый союз, в Средней Азии оно пришло в полный упадок, превратившись снова в бессистемную посылку нарочных гонцов по мере надобности.

Лишь после включения этих земель в состав Российской империи и постройки Закаспийской военной железной дороги почтовое дело на территории Бухарского эмирата возобновилось. Для своих потребностей российская администрация Туркестана посылала первоначально конных джигитов, перевозивших сумки с казенными пакетами из города в город. В эти пакеты иногда из любезности вкладывалась и корреспонденция частных лиц. Но такое ненормальное положение продолжалось недолго и вскоре в крупнейших городах Бухарского ханства – Чарджуе и Керки, Бухаре и Старой Бухаре (Кагане), лежавших на железнодорожной трассе появились русские почтовые учреждения.

Несколько позднее такие же учреждения были устроены в Термезе и Келифе. На первых порах всю корреспонденцию перевозили те же конные джигиты, но с устройством военной флотилии на Аму-Дарье ее стали перевозить пароходы. Затем же во все города Бухарского эмирата русская администрация провела телеграфные линии, которые объединились с общей почтово-телеграфной сетью Российской империи.

Однако же другие крупные населенные центры Бухары – Карши и Шахрисабз, Гузар и Кабадиан, Гиссар и Бальджуан, Гарм и Куляб, находившиеся вне линии железной дороги и непосредственно подчинявшиеся эмирским властям, все еще оставались долгое время без организованной почтово-телеграфной связи. Это наносило ущерб государству, лишая его как доходов от пересылки корреспонденции, так и средств от оплаты телеграмм и различных операций по сберегательным кассам, существовавших во всех почтовых учреждениях и способствовавших развитию торговли.

Российские власти не вмешивались во внутренние дела Бухарского ханства, а местная администрация проявляла к этому важному делу полное безразличие. Сознавая огромный ущерб в торговых делах, происходивших из-за отсутствия почтово-телеграфных учреждений, местные торговцы обратились к российскому политическому агенту в Бухаре с прошением об их открытии. Ответ был положительным, однако просителям было предложено взять на себя все расходы по устройству и содержанию этих учреждений в течение трех лет. Торговцы и жители бухарских городов согласились на все условия, кроме принятия на себя расходов по устройству телеграфа.

Однако осуществить задуманное оказалось непросто, ибо организация подобных контор требовала немалых средств и бюрократических согласований российских и бухарских учреждений. Дело затянулось на несколько лет и лишь в конце XIX столетия бухарская администрация решила принять участие в организации надежной почтово-телеграфной связи.

Поняв, наконец, что пересылка корреспонденции за несколько сот верст, отправка на такое же расстояние денег при торговых расчетах, невозможность своевременного получения образцов различных товаров являются тем тормозом, при котором развитие современной торговли как внутри бухарского эмирата, так и за его пределами попросту невозможно, эмир решил дать добро на осуществление этого важного для государства дела.

Находившаяся под протекторатом России Бухара вложила в проект и собственные средства, на которые были проведены первые телеграфные линии, связавшие ее с общероссийской сетью. Первоначально провели линию от Бухары к Каттакургану, затем к ней подключились Карши, Келиф и Термез с веткой от Карши на Гузар и Китаб, Чарджоу и Керки, Самарканд и Термез. Полное же завершение создания почтово-телеграфной связи в пределах Бухарского ханства было осуществлено уже в советский период.

Рубен НАЗАРЬЯН

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей