Как отмечает разработчик документа – Министерство экономики, обсуждаемый на ЕПИГУ закон, состоящий из 14 статей, определяет основные направления государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности республики , является юридической основой для разработки нормативно-правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны, насыщения рынка качественной, безопасной и доступной продовольственной продукцией, увеличения покупательской способности населения.
В числе основных понятий названа, в частности, продовольственная безопасность — состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется постоянный физический и экономический доступ людей к достаточному количеству безопасной и качественной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и предпочтения для ведения здорового и активного образа жизни.
Продовольственный кризис — ситуация, в которой обеспечение населения основными продуктами питания в соответствии с оптимальными нормами потребления продуктов питания находится под угрозой на всей или значительной части территории страны и данная угроза может быть устранена только с применением государственного регулирования, а при необходимости, с участием международных организаций;
Продовольственная независимость – условие обеспечения продовольственной безопасности страны, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает продовольственный кризис;
В статье 3 обсуждаемого документа говорится, что Кабинет Министров в соответствии с нормами международного права гарантирует права граждан на полноценное питание на уровне физиологических норм питания.
Кабинет Министров обеспечивает продовольственную безопасность государства, в том числе:
-необходимый уровень производства продуктов питания в государстве;
-наличие, обновление и пополнение государственного продовольственного резерва независимо от воздействия внутренних и внешних неблагоприятных факторов;
-соответствие качества производимых и реализуемых в государстве гражданам продуктов питания требованиям государственной системы стандартов.
При возникновении продовольственного кризиса либо его угрозе Кабинет Министров на ограниченное время может устанавливать особые режимы обеспечения продовольственной безопасности, в том числе определять меры по нормативному распределению продуктов питания.
Продовольственная независимость республики считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в стране составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в них в соответствии с физиологическими нормами питания.
Статьей 10 регламентируется государственный контроль рынка продовольствия. В ней говорится, что государственный контроль рынка продовольствия осуществляет Кабинет Министров на основе баланса необходимого и фактического уровней производства продовольствия в стране и балансов необходимого и фактического уровней производства продовольствия в ее отдельных регионах.
Государственный контроль рынка продовольствия включает:
-учет производства продовольствия, его поставок и товарных запасов, а также контроль состояния рынка продовольствия в регионах;
-контроль движения оптовых партий продовольствия от его производства или ввоза на территорию республики до поставок потребителям;
-сертификацию качества продовольствия, в том числе импортного, на соответствие экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В. НОВИКОВ