Производители минеральных удобрений Узбекистана, как следует из постановления Кабинета Министров от 2 марта 2018 года, недополучили за свою продукцию более 2 трлн сумов (почти $250 млн).
Для финансового оздоровления предприятий химпрома Министерство финансов выделит 1,68 трлн сумов территориальным АО «Агрокимехимоя» («Узагрохимзащита») для погашения их задолженности перед производителями минеральных удобрений. Ссуда выделяется траншами до 262,1 млрд сроком на 15 лет , включая трехлетний льготный период, отмечено в документе.
Министерство финансов выделит также территориальным АО «Агрокимехимоя» 354,6 млрд сумов для погашения образовавшейся задолженности по налогам в госбюджет и государственные целевые фонды.
О системных проблемах отечественного химического комплекса Президент страны говорил на совещании 28 декабря 2017 года. Глава государства ответил на вопрос, почему в тяжелой финансовой ситуации оказались промышленные предприятия по производству минеральных удобрений.
Полное отсутствие внимания или же поверхностный подход к финансированию сельского хозяйства становятся причиной возникновения недостатков в системе взаиморасчетов в этой сфере, сказал Президент страны.
Расходы, связанные с производством минеральных удобрений для нужд сельского хозяйства, не покрываются. В результате химические предприятия ограничены в возможностях оплаты потребленного при производстве природного газа, электричества, фосфоритного сырья, серной кислоты и других видов товаров и услуг, растет их кредиторская задолженность.
Имеются недостатки в вопросах снижения себестоимости минеральных удобрений и повышения рентабельности предприятий отрасли. В частности, 67% себестоимости азотных удобрений составляют расходы на энергоресурсы. Предприятие «Ферганаазот», Дехканабадский завод калийных удобрений, Кокандский суперфосфатный завод, объединения “Аммофос-Максам” и “Максам-Чирчик” 2017 год заканчивают с низкой рентабельностью, а предприятие “Навоиазот” – с убытками. В таких условиях предприятия полностью ограничены в формировании собственных оборотных средств и вынуждены решать проблемы посредством привлечения кредитов под 16-18 процентов годовых.
Еще одна проблема, требующая внимания, — износ основного технологического оборудования. Вследствие этого нарушается технологический процесс, из-за нехватки средств оборудование остается без текущего и капитального ремонта.
При рассмотрении вопроса об обеспечении сельского хозяйства на научно обоснованной основе фосфорными удобрениями отмечалось, что существующая потребность в объеме 639,6 тысячи тонн обеспечивается лишь на 25%.. В связи с этим путем модернизации имеющихся мощностей предусматривается доведение объемов производства до 177 тысяч тонн в 2019 году, а за счет строительства нового комплекса по производству фосфорных удобрений в 2021 году — до 550 тысяч тонн.
Как уже сообщалось со ссылкой на постановления Кабинета Министров Узбекистана от 28 февраля 2018 года «О мерах по широкому внедрению рыночных механизмов в сельском хозяйстве», производство хлопка-сырца и зерновых культур в республике в текущем году обойдется в 7,24 трлн сумов. Именно такой объем гарантированных кредитных ресурсов предусмотрен по товарам, работам, услугам и материально-технических ресурсов под закупку государством хлопка-сырца и зерновых культур урожая 2018 года.
Анализ показывает, что свыше 28% (более 2 трлн сумов) будут использованы на приобретение производителями хлопка-сырца и зерновых культур минеральных удобрений ( соответственно 1,58 трлн и 466 млрд сумов).
Кроме этого, до 1 января 2019 года для предприятий, реализующих минеральные удобрения производителям сельскохозяйственной продукции, установлена ставка единого налогового платежа в размере 2%.
На этот же срок освобождены от таможенных платежей фосфорные удобрения, ввозимые субъектами предпринимательства, включая производителей сельскохозяйственной продукции, а также фосфоритовое сырье, ввозимое для производства фосфорных удобрений.
В. НОВИКОВ