back to top
6.5 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Первый гражданин Ташкента. К 200-летию Константина Петровича фон Кауфмана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Первый гражданин Ташкента. К 200-летию Константина Петровича фон Кауфмана

Глава третья

В апреле 1868 года многотысячная бухарская армия, оставив за спиной Самарканд, направилась к реке Зеравшан. Кауфман со своим отрядом выдвинулся навстречу. Перед самым столкновением русские получили неожиданного союзника. К ним присоединился отряд из 280 афганских воинов во главе с Искандер-ханом, внуком Дост-Мухаммеда. Афганцы находились на службе у бухарского эмира, составляя гарнизон крепости Нур-Ата. Долгое время не получая жалованья, они, взяв крепостные орудия и по дороге разгромив бухарские отряды, присоединились к Кауфману. Надо сказать, Искандер-хан так и остался на русской службе в прославленном Лейб-гвардии гусарском полку, получил от русского командования чин подполковника и был награждён орденом св. Станислава 2-й степени.

Подойдя к северному берегу Зеравшана, Кауфман увидел за рекой бухарские войска. Около трех часов дня между противниками завязалась артиллерийская дуэль. Под прикрытием летящих снарядов русская пехота начала переправу и, выйдя на противоположный берег, нанесла удар одновременно с двух флангов. Противник, побросав орудия, бросился бежать. Бухарский дипломат и историк того времени Ахмад Дониш саркастически писал: «Сражавшиеся нашли необходимым бежать: каждый бежал так, как мог бежать, бежали куда глаза глядят, бросали все имущество, снаряжение. Некоторые бежали в сторону русских, и последние, узнав их положение, накормив и напоив, отпускали их. …Никто не хотел воевать».

А вот как вспоминает бой участник тех событий самаркандский житель Комильбой: “Наши пушки дали залп. Должно быть, прицел был хорош, потому что среди неприятеля произошло волнение, и русские отодвинулись на другое место вне выстрела. Их верховые джигиты переправились на другой берег Зеравшана и, протянув за собою через реку канат, привязали конец его к деревьям. Русские начали переправляться, держась за канат и друг за друга. Все мы стреляли. Пушечные снаряды, кажется, перелетали через головы, но ружейные пули попадали, хотя немногие. Видно было, чтото тут, то там падал солдат, и Зеравшан быстро проносил трупы. Но это не мешало русскому войску двигаться вперед. Мы удивлялись: Зеравшан разлился на несколько рукавов, русские переходили один, вступали на землю, стряхивали воду и тотчас же шли через другой рукав. Точно какая-то сила несла их вперед и вперед. С Чупанаты (песчаный холм на берегу Зерафшана, где сосредоточились защитники города, В.Ф) гремели выстрелы, а они часть за частью все шли. Вот первые вышли на равнину, бросились на спины, подняли ноги и начали ими болтать. (Выливали воду из сапог). А другие шли и шли за ними, выходили на землю и проделывали то же самое. Мы подумали, что они колдуют. Передние строились плотными рядами, к ним примыкали ряд за рядом другие. Наши ядра перелетали им через головы, ружейные пули не достигали. Казалось, что это не люди, а духи войны.

И вот они построились и двинулись на нас. Идут плотною стеною. Они все ближе и ближе. […] Наши в ужасе стали отодвигаться назад. Я помню, что в панике бросил свой пистолет и пустился бежать, что было сил. Все бежали, стараясь опередить друг друга. Сзади слышалось ур-ра! […] Сарбасы бросали не только оружие, но и верхнюю одежду, так как боялись, чтобы жители, узнав в них солдат, не избили их за то, что они бежали. Они не смели появиться в Самарканде и рассеялись по кишлакам и ближним городам. Мы же, ополченцы, бежали по своим саклям в Самарканд. Когда я пришел домой, отец был уже дома. Сначала он мрачно взглянул на меня, а потом подперся руками в бока и расхохотался. — Ай-да защитники! — крикнул он”.

Когда к древнему городу подошёл отряд Кауфмана, его встретила делегация жителей с петицией к русскому царю.

“Генерал Кауфман – пишет Комильбой — принял предложение старшин и выборных вступить в город и появился в нем торжественно. Впереди ехали представители, а за ними генерал и войско. Многие сарты при виде русских кланялись, другие убежали, убежал и я. Отец рассказывал нам, что генерал Кауфман — очень добрый, хороший человек, что он через переводчика успокаивал население, просил сообщить всем жителям, что он пришел с мирными намерениями и приглашает всех бежавших из города возвратиться к своим занятиям”.

Другой житель Самарканда, ткач шелковых материй Магомет Суфи вспоминал, что на всех улицах и базаре столпился народ ожидая приезда русского генерала. Наконец показалась процессия. Впереди ехали выборные бухарцы в богатых одеждах, за ними Кауфман с переводчиком, а потом шёл отряд. Небольшого роста, худощавый, Константин Петрович внимательно осматривал толпу и отвечал на поклоны жителей. Остановившись посредине базара, он обратился к толпе: “Пусть жители не боятся, пусть каждый примется за свои занятия, пусть промыслы и торговля идут тем же путем, как и прежде. Скажите беглецам, чтобы спокойно возвратились в свои жилища. Русские не будут разорять вас, а напротив — спасать от разорения. Наши войска будут оберегать Самарканд от внешних врагов”. Речь генерала, как пишет Магомет Суфи, на всех произвела сильное впечатление, все поверили ему.

Отвечая на вопрос, будут ли русские власти препятствовать свободному исповеданию разных религий в Средней Азии, Кауфман сказал: «Каждый молится так, как его научили отцы; русский закон в это дело не вмешивается. Христианин, магометанин, еврей, индус – все молятся по-своему. Молитесь и вы…»

Любопытную зарисовку об этих днях оставил в воспоминаниях подполковник Мартин Лыко:

“Более всех радовались нашему вступлению в Самарканд евреи и иранцы. Евреи толпами приходили в цитадель, чтобы выразить чувства радости и благодарности. Солдаты, со своей стороны, особенно дружелюбно относились к евреям. Встретив еврея, солдатик останавливал его и, взяв за веревку, которой они обыкновенно подпоясываются в бухарских владениях, говорил: «Что же ты не снимешь веревки, не надеваешь ичигов и нового халата, ведь теперь ты это можешь». Когда кто-либо из русских проезжал по еврейскому кварталу, евреи выходили на улицу, и приветствиям не было конца. Дети встречали приезжих русских: «Здравствуй»”

Кауфман телеграммой Императору Александру II от 2 мая 1868 года докладывал: “Имею счастье поздравить Ваше Императорское Величество с новым торжеством: древнейший и знаменитейший город Средней Азии, центр мусульманства Самарканд, гордый своею историческою славой, без выстрела пал к стопам Вашего Величества, отворив ворота храбрым и честным войскам Вашим…”

Из Самарканда генерал-губернатор посылает эмиру новые условия мира, но ответа не получает. Более того одному из гонцов, доставивших письмо, отрубили голову, другой был брошен в яму. Очевидно, настойчивость Кауфмана в предложении мира, а также его отказ преследовать разбитого противника, в Бухаре восприняли как слабость. Эмиру приходилось воевать на два фронта (против него восстали беки Шахрисябзского оазиса во главе с его старшим сыном Абду-Mаликом), но мира с русскими он заключать не хотел.

Первый гражданин Ташкента. К 200-летию Константина Петровича фон Кауфмана
Сеид Музаффар Эддин Бахадур Хан, Эмир Бухарский. Фотоакварель А.А. Семёнова с фотографии, принадлежащей генералу Н. И. Гродекову

Ожидая ответа, Кауфман дал возможность восстановить силы своим солдатам, а сам вместе с молодым художником В.В. Верещагиным осматривал древнюю столицу империи Тимура.

Убедившись, что мирного диалога с эмиром наладить не удастся, Кауфман, оставив в Самарканде гарнизон, выдвинулся на юг, где 18 мая нанес поражение бухарцам при Катта-Кургане, а затем 2 июня в жестоком бою на Зарабулакских высотах армия эмира потерпела окончательное поражение.

В этот же день к Самарканду подошли войска шахризябских беков, которые одинаково непримиримо относились и к русским, и к эмиру, мечтая посадить на бухарский трон его сына Абдул-Малика. В городе вспыхнуло восстание, подстрекаемое духовенством.

Небольшой гарнизон майора Штемпеля, оставленный Кауфманом в Самарканде, укрылся в цитадели. Восемь дней и ночей защитники крепости, среди которых был и художник Верещагин, отражали бесчисленные атаки, пока наконец в город не вернулся Кауфман со своим отрядом и не усмирил восставших.

Разгневанный предательством самаркандцев, генерал-губернатор отдал город на три дня на разграбление. Столь жестокие меры были предприняты не только как наказание за восстание, но и за отсечение голов трупам погибших русских солдат. Об этом пишет в своих воспоминаниях Верещагин: “Командующий, предоставив возможность перед своим вступлением в Самарканд уйти из него женщинам и детям, отдал приказ «примерно наказать город, не щадить никого и ничего». Как сейчас вижу генерала Кауфмана на нашем дворе, творящего, после всего происшедшего, суд и расправу над разным людом: или захваченным в плен с оружием в руках, или уличенным в других неблаговидных делах… Добрейший Константин Петрович, окруженный офицерами, сидел на походном стуле и, куря папиросу, совершенно бесстрастно произносил: „Расстрелять, расстрелять, расстрелять!“

В середине июня к русскому командованию прибыл наконец посол эмира Муса-бек и соглашение между Россией и Бухарой было,наконец, заключено.

Договором официально признавалось вхождение Самарканда, Ходжента, Ура-Тюбе и Джизака в состав Российской империи. Кроме того, на Бухару накладывалась контрибуция в 500 тысяч рублей. Из вновь занятых территорий был организован Зеравшанский округ, начальником которого стал произведенный в генерал-майоры Александр Константинович Абрамов.

Первый гражданин Ташкента. К 200-летию Константина Петровича фон Кауфмана
Фото из Туркестанского альбома

Мятежный сын эмира Абдул-Малик бежал в Карши, где провозгласил себя ханом. Эмир Музаффар немедленно двинул туда свои войска и выгнал сына из города, но как только эмир вернулся в Бухару, тот опять занял Карши. Тогда правитель Бухары обратился за помощью к Абрамову, который направил в Карши свой отряд. Не дожидаясь битвы, Абдул-Малик вновь бежал, долго скитался в Хиве, Кашгаре, Туркмении, пока не осел в Пешаваре, найдя пристанище у англичан. В Карши вступили русские войска, передавшие его затем представителям эмира.

Успехи России вызвали целую бурю в Англии, там были собственные виды на Среднюю Азию. Кроме того приближение границ России к индийским владениям Британии, по-прежнему являлись главным кошмаром для англичан. Дипломатический нажим британцев на канцлера Горчакова привёл к тому, что Кауфмана вызвали в Петербург для срочного доклада императору. Во время аудиенции царь потребовал от Кауфмана вернуть Самарканд и Катта-Курган бухарцам. На что Константин Петрович ответил:

— Ваше Величество, подобный шаг послужит лишь резкому падению престижа России в Средней Азии.

Император согласился с доводами Кауфмана.

В июле 1869 года генерал-губернатор возвращается в Туркестан и приступает к исполнению своих обязанностей.

Оставался третий беспокойный сосед, с которым нужно было налаживать мирные отношения – хивинский хан.

Продолжение следует

На заставке: В.В. Верещагин. Самарканд. Медресе Шир-дор на площади Регистан. Государственная Третьяковская галерея

В. ФЕТИСОВ

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Qonxo'r bosqinchini qaxramon qilib ko'rsatishga harakat qilayotgan Фетисов В. o'zi kim? 150 yil shu bosqinchilarga qarshi kurashlarda shahid bo'lganlarning ruhlarini chirqiratmang

  2. К.П. фон Кауфман был образованнейший человек своего времени, наделенный талантами администратора и военачальника. Но не его вина, что варварство еще крепко сидит в чьих-то головах, не отпускает и не дает разуму проснуться.

  3. А Вы знаете сколько людей он уничтожал Ваш так называемый первый гражданин Ташкента? Чей заказ вы выполняете гражданин Фетисов? Надо совесть иметь и человечность, Ваш гражданин Ташкента Кауфман головорез и убийца невинных наших предков. Почему Вы не пишите как он сжигал Джизак и Самарканд?

  4. Алибек, вот вы пишите по-русски, и, надо надеяться, образованы на основе русской культуры и языка. Проводником и того и другого, что именуется сегодня русской гражданственностью в Средней Азии, был К.П. фон Кауфман (кстати, прибалтийский немец, который очень любил Россию). Относительно войны в Средней Азии — то к моменту прихода туда России это было бесконечное поле битвы. Если вы сомневаетесь, обратитесь к среднеазиатским историческим хроникам, многие из которых переведены и изданы на русском языке. Там же расписаны и методы войны среднеазиатских ханов — с рубкой голов, сожжением городов и сел, продажей в рабство и вырезанием до седьмого колена и пр. Россия воевала именно с этой дичью, чтобы в Средней Азии воцарились мир, порядок и закон. Гораздо важнее помнить, что дала Россия народам Средней Азии, в т.ч. и вам, судя по владению русским языком, с помощью которого, вы, правда, пишите чистую глупость. Но вины России или К.П. фон Кауфмана в этом, как вы правильно должны понимать, нет никакой .

  5. Граждане нашей многонациональной страны нужно признать одно, что историю нашей страны не изменить. 3 узбекских государства центральной Азии были бы всё равно захвачены. Не русские так англичане стали бы колонизировать нашу землю в 19 веке из-за того что ханства ослабли на тот момент. Что касается Кауфмана то он конечно же захватчик, но есть его слова сказанные о моем народе — "узбеки это народ который на 1000 лет древнее чем англичане и у него стоит поучиться терпимости". Это ведь история, наши предки тоже были захватчиками. Но учитывая что за всю историю нашу землю захватывали 4 раза (Македонский, Арабы, Чингиз хан, то только русские не стали смешивать кровь местных народов насильно как предыдущие, русские принесли сюда массовую бесплатную борьбу с инфекциями, массовое бесплатное образование, массовое благоустройство городов и это конечно не оправдывает их действия при вторжении, но другие ничего не оставили кроме горя. Да арабы хотя и насильно но дали нам мировую религию. Давайте будем уважительно относиться к каждому этапу нашей истории. Спасибо.

  6. Ответ гр.Куврук и Шухрат Нигматовичу: Уважаемые очень надеюсь гражданы Узбекистана, наша многострадальная страна пережила много воин. Если судить по Вашей логике если я пишу и говорю на русском языке я должен закрыть глаза на головореза который уничтожал наших предков. Извините я не Манкурт а таких как Вы называют манкуртами. Я свободно владею не только русским языком ну я еще хорошо читаю и разговариваю на английском. Вы не путайте русский язык с головорезами. Я русский народ сильно люблю, у меня русские корни. Но это не означает что я должен на этом закрыть глаза на эту статью. На счет то что тварили ханы, это другой разговор. Ханы целые города с беременными женщинами не сжигали, не уничтожали детей. Статья сама по себе говорит о шовинизме, первый гражданин Ташкента, а что у Ташкента с историей 2500 лет не было своего гражданина чтоли до него? О чем Вы? Чей заказ вы выполняете? Кто Вам платит? Да ханы были не идеальны а кто был идеален в тех временах? Петр Великий срубал головы только изза того что у тех была борода и таких фактов пруд пруди в нашей истории. Кого Вы хотите проучить когда вы не можете нормально аргументировать, ведь аргумент должен с обеих сторон правильно проанализирован. А Вы исходите толтко с одной стороны. Прочитайте историю про Бухарского эмира, именно он больше помог Петербургу чем ваш ведикий гражданин но в России почему не один русско язычный сайт об этом не пишет? Шухрат ака про арабов, про македонского и про остальных давайте не будем даже говорить если судить по Вашей логике в Кремле должны были памятник поставить Батый хану.

  7. Господин Алибек с русскими корнями и умеющий говорить по английски, а вы чей заказ выполняете? Вам Шухрат Негматович ясно написал что из всех завоевателей проливавших кровь нашего народа, только Российская империя пролила ее намного меньше, и что только русские не стали смешивать кровь местных народов насильно как предыдущие, русские принесли сюда массовую бесплатную борьбу с инфекциями, массовое бесплатное образование, массовое благоустройство городов.
    Что не понятно?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей