Так уж распорядилась история, что в прошлом столетии во главе узбекской республики дважды становились политические руководители, рождённые в ноябре 1917 года. Столетие одного из них – Шарафа Рашидовича Рашидова мы только что торжественно и всенародно отметили.
Это было проявлением заслуженного признания его роли и значения в экономическом и духовном развитии нашей республики. Но, наверное, к сожалению, далеко не все наши читатели знают, что менее чем через две недели после рождения Шарафа Рашидовича, а именно 19 ноября того же года на белый свет появился ещё один мальчик, которому суждено было стать одним из руководителей не только Узбекистана, но и всего Советского Союза – речь идёт о Нуритдине Акрамовиче Мухитдинове.
Он родился близ Ташкента в кишлаке Аллан в узбекской дехканской семье, отец которого дослужился до председателя кишлачного совета. Такая политическая активность Акрам-аки напрямую сказалась на мировоззрении юноши — в 1932 году Нуритдин вступил в комсомол, в 1935 году окончил среднюю школу и кооперативный техникум, после чего комсомолом и Наркоматом просвещения был направлен на учёбу в Москву во Всесоюзный кооперативный институт. После недолгой работы по специальности в Бухарской области, опять же по направлению комсомола он работает в политорганах Красной Армии. Будучи комсоргом отдельного понтонно – мостового батальона, в сентябре 1939 года он участвовал в походе Красной Армии в Западную Украину. Принял участие он и в Великой Отечественной войне, в частности оборонял Сталинград, где был тяжело ранен. После госпиталя от демобилизации отказался и был направлен в Военную академию связи имени Будённого.
Окончил курсы по подготовке специалистов для радиотехнической разведки. В 1942 году был принят в ВКП (б). В 1943-1946 годах служил зам. начальника, начальником Оперативной группы особого назначения (ОСНАЗ), дислоцированной «далеко» за границей.
И только в 1946 году он демобилизовался. Эрудированный и толковый молодой человек, закончивший московский вуз и «понюхавший пороха» в страшной войне, Мухитдинов назначается лектором ЦК Компартии Узбекистана, затем выдвигается на самостоятельную партийную работу – сначала секретарём по пропаганде, а затем – первым секретарём Наманганского обкома. В 1950 году он избирается уже идеологическим секретарём ЦК партии и через короткое время – 1 секретарём столичного Ташкентского областного комитета. Карьера его становится стремительно нарастающей – в 1951 году он утверждается Председателем Совета Министров республики.
Через два года он уступает свой пост Усману Юсупову, который был возвращён в Ташкент после работы министром хлопководства СССР, а сам становится 1-м заместителем Предсовмина и министром иностранных дел республики. Но ненадолго. В Ташкент приезжает Н.С.Хрущёв и снимает с работы своего давнего «врага» Усмана Юсупова, который в годы войны не сумел добиться у Сталина помилования провинившегося сына Никиты Сергеевича. Хрущёв затаил обиду и став «хозяином» страны отправил Юсупова – «маршала тыла» как его называли, в отдалённый голодностепский совхоз. Никита Хрущёв сыграл определяющую роль и в дальнейшей судьбе Мухитдинова. Избрав его в декабре 1955 года 1 секретарём ЦК партии, через год – на ХХ съезде – кандидатом в члены Президиума, а ещё два года на Пленуме ЦК он выдвигает его секретарём и членом Президиума ЦК КПСС.
К тому времени Узбекистан успешно выполнил все народно-хозяйственные планы, в том числе и по хлопку. Мухитдинов сумел добиться добился следующих решений Совета Министров СССР союзного значения: «О перепрофилировании комбината (исчерпанного уранового рудника в районе Пап) на производство резинотехнических изделий, в т.ч. товаров народного потребления»; «О строительстве прямой автодороги через перевал Камчи горной системы Чартак, соединявшей Ферганскую долину с основной западной частью Узбекской ССР (по маршруту древнего Шёлкового пути)»; «О строительстве Бальнеологического курорта Чартак (в месте обнаружения залежей подземных минеральных горячих термальных вод, в долине реки Чартак-сай».
По его настоянию были приняты решения о Масштабном материально-техническом обеспечении и снабжении хлопковой отрасли Уз.ССР, предусматривающей — списание недоимок с хлопкосеющих колхозов; установление зарплат и пенсий для механизаторов; был утверждён Список строительства авторемонтного завода в Андижане, диз.электростанции в Бухаре, Наманганской ГЭС №.3, ТЭС в Карши.
– Для снабжения населения городов (овощами, картофелем, молочными продуктами) установлена «Пригородная зона» городов в составе овощесеющих колхозов. Выделена сельхоз. техника, удобрения, 7500 тонн картофеля на семенные цели. Открыта сеть магазинов, ларьков, выделены продукты первой необходимости. Минсельхоз продал колхозам и совхозам этой Зоны 1300 голов, закупил для них за границей 3000 голов племенных пород тёлок.
— Строительство 42 школ, полное обеспечение Республики учебным пособием и инвентарём, гос. питание для 1000 детей школьных интернатов, реорганизация Самаркандского и Андижанского учительских институтов в педагогические, организация института усовершенствования учителей.
Приняты развернутое Решение Совета Министров СССР «О благоустройстве городов Узбекистана» (всех крупных), Общие Решения Совета Министров СССР:
— О повышении закупочных цен на хлопок, каракуль, щёлк;
— Об освоении Центральной Ферганы; -О строительстве Кайраккумского водохранилища (совместно с Таджикской ССР);
— О переходе на новую систему полива; -О строительстве Ангренской ГРЭС;
— О мерах развития хлопководства и животноводства в Узбекской ССР и др.
По инициативе Н.А. Мухитдинова в Ташкенте были проведены первые съезды интеллигенции и женщин республики, Всесоюзные совещания востоковедов, ассамблеи афро-азиатской солидарности и другие международные мероприятия. Поистине, гигантская и очень полезная деятельность.
Работая в Москве, Нуритдин Акрамович проявил себя самостоятельно мыслящим и принципиальным человеком, в силу чего часто вступал в конфликт со своими коллегами. 19 октября на личной встрече с Н.Хрущёвым настоял на ранее заявленной просьбе освободить от работы в ЦК КПСС, разрешить вернуться в Узбекистан в связи с обострившимися принципиальными разногласиями с членами Президиума ЦК Ф.Козловым (по фактам массовых нарушений общих партийных принципов кадровой политики), с М.Сусловым (по практике идеологической работы, по спорным установкам Национальной политики в тексте новой Программы КПСС), с А.Микояном (по практике принятия единоличных решений, по несбыточным установкам Социально-экономического развития страны в тексте новой Программы КПСС).
Во время работы Двадцать второго съезда КПСС Мухитдинов выступил с запланированным докладом, в том числе по «Советской внешней политике на зарубежном Востоке, проблемам Национально-освободительного движения в мире», но затем был снят с занимаемых постов из-за отказа возглавить комиссию по разбирательству конфликта между представителями различных этнических групп в партийной организации Таджикистана.
В дальнейшем Н.А. Мухитдинов занимал должности заместителя председателя правления Центросоюза, первого заместителя председателя Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами при Совете министров СССР, в течение 9 лет — посла СССР в Сирии, заместителя председателя Торгово-промышленной палаты СССР.
В ноябре 1986 года он возвратился в г. Ташкент, работал Советником Совета Министров Узбекской ССР, Председателем Президиума Общества охраны памятников истории и культуры Узбекистана. В это время я также входил в Правление Общества, и мы часто общались. Я, действительно, мог убедиться в замечательных качествах этого государственного деятеля, в том числе, в его ораторских способностях. А впервые о его умении «захватить» зал, я услышал в далёком 1972 году, когда, работая ответорганизатором ЦК ВЛКСМ, посетил подконтрольную мне Хмельницкую область Украины. 1-й секретарь обкома Т.Г. Лисовой, познакомившись со мной, выразил восхищение Н.А. Мухитдиновым, который в своё время вручал Орден Ленина Хмельницкой области и выступил на торжественном собрании. «Лучшего оратора мне не приходилось раньше слушать», — признался Тимофей Григорьевич. Мне было крайне приятно.
А сейчас мне очень приятно напомнить читателям об этом подлинном интернационалисте, который, наряду с Усманом Юсуповым и Шарафом Рашидовым, сделал так много для авторитета Узбекистана и нашего народа.
20 ноября в память выдающегося сына узбекского народа даётся поминальный плов. Он, безусловно, этого заслуживает.
Ало ХОДЖАЕВ.
Скачать мемуары Мухитдинова Н.А. можно по ссылке:
https://sites.google.com/view/nuritdin-mukhitdinov/