Находясь в Калгари не переставал удивляться долговечности местного хлеба. В Ташкенте недоеденные от буханки куски на следующий день после покупки обычно уходят в мусор: черствеют, есть невозможно. Быстро портятся и лепешки. А там они хранятся неделями, причем все сорта хлеба, независимо от его стоимости. Разброс же цен огромный, от 90 центов за продукт до почти 7 долларов, правда канадских, но все равно дорого (1 CAD= 0,78 USD).
— Все очень просто,- объяснил причину такой стойкости к порче Сергей Коростенский, мой калгарийский знакомый.- В процессе выпечки здесь активно используют различные добавки, в том числе и те, которые позволяют сохранить продукт долгое время.
Выпускник Краснодарского политехнического института, он имеет диплом инженера-технолога пищевой промышленности. Последние четырнадцать лет живет в Калгари, из них семь лет проработал на местном хлебобулочном предприятии компании Safeway.
— Таких предприятий в стране единицы,- отметил Сергей,- оно полностью автоматизировано. Мука, вода, другие ингредиенты поступают по автоматической линии, операторы только следят, чтобы не было сбоев. Но что меня удивило, там нет готовых технологий изготовления хлеба. Вдоль линии стоят порядка 50 коробок с различными компонентами, 80 процентов которых химические по своему содержанию. И к примеру, если хлеб не поднимается, в замес подкидывают добавки, призванные помочь дрожжам лучше выполнить свою функцию. Либо, если продукт получается черствым, добавляются размягчители, если слишком мягкий – закрепители. Если посмотреть на ингредиенты, добавляемые в хлеб, то это почти вся таблица Менделеева, что не совсем хорошо для здоровья человека.
Не знаю, как сейчас с такими добавками в бывших советских республиках, не был в России более четверти века, но прежде там при выпечки хлебопродуктов преимущественно использовались из-за неимения других ингредиентов только такие базовые компоненты, как мука, дрожжи, сахар, молоко, масло, вода, пищевая сода. И для того, чтобы продукт был хорошего качества нужен был специалист, который мог бы управлять технологическим процессом. Который мог учитывать, к примеру, качество муки, которое меняется в зависимости от сезона и от места произрастания зерновых культур. То есть нужен технолог, который следит за тем, чтобы качество продукции было стабильным и соответствовало стандартам.
В Канаде же, во всяком случае в Калгари, нет даже такого понятия как технология производства пищевых продуктов. Многое зависит от опытности начальника смены, его интуиции и мастерства. Поэтому продукция, выпущенная одной сменой, отличается по качеству от хлеба, изготовленного другой. Поэтому налицо довольно низкий коэффициент полезного действия предприятия.
По словам Сергея, больше всего, что его шокировало, так это количество отходов. Можно было бы считать нормальным, если они составляли хотя бы процентов 25. Но отходы значительно превышают эту цифру. Конечно, Канада богатая страна, здесь много разного продукта, который используется в производстве, к примеру, того же хлеба. Но предприятия ведь частные и если они не будут приносить прибыль, то их быстренько закроют. Выход один: затраты, связанные с отходами, просто добавляют в стоимость хлеба. Главное, есть покупатель, готовый платить 4-5 долларов за буханку при ее производственной себестоимости 60-80 центов.
То же самое наблюдается и с выпуском мяса, молочных продуктов. Пока есть человек, готовый заплатить 25 долларов за стейк, а таких, кстати, говоря, много, то никто не будет обращать внимание на огромное количество отходов. Но так продолжаться долго не может. Сергей уверен, что рано или поздно здесь придут к пониманию, что необходимо вводить в производство технологию. Ведь она поможет улучшить качество продукции и позволит снизить цены на нее.
Э. ХОДЖАЕВ
Просто очень многие ещё и отказываются от хлеба т.к. меняют свои привычки в питании мли меняют обычный хлеб на хлебцы например.