Числа 11 и 13 математики называют простыми — они делятся сами на себя и ещё на единицу. Эти числа — 13.11, 13 ноября, в 2015 году разделили жизнь многих французов на «до» и «после». С момента серии терактов в Париже, уложившихся в один страшный вечер, прошло два года рассказывает РИА Новости .
Вечером 13 ноября 2015 года три группы террористов совершили скоординированную серию нападений в Париже и его ближайшем пригороде Сен-Дени. Трое джихадистов взорвали «пояса смертников» у стадиона «Стад де Франс», где проходил футбольный матч между сборными Франции и Германии. Другая группа (не менее трех человек) атаковала кафе и рестораны на востоке Парижа. Еще трое захватили заложников в концертном зале «Батаклан». В общей сложности жертвами терактов стали 130 человек, более 350 были ранены.
Страшные перемены в душах тех, кого это коснулось напрямую, не видны обывателям — жизнь в городе продолжает идти своим чередом. Вечером в выходные люди ужинают на тёплых террасах ресторанов, пьют вино и разговаривают. В тех ресторанах и кафе, которые два года назад стали мишенями террористов, картина такая же. Если в страшную пятницу 2015 года клиенты прятались под столами и за стойками от выстрелов автоматов, то сейчас здесь прячутся разве что от холода и дождя.
Все будет сдержанно
О близящейся годовщине страшной трагедии напоминают, пожалуй, лишь усиленные наряды полиции у мест терактов — в понедельник участие в памятных церемониях примет лично президент Франции Эммануэль Макрон.
Чиновники парижской мэрии, рассылавшие журналистам инструкции о предстоящих мероприятиях, не раз подчеркнули — все будет максимально сдержанно и скромно.
«В понедельник, 13 ноября 2017, президент Республики, мэр Парижа и мэр Сен-Дени почтят память жертв терактов 13 ноября 2015 года, посетив все места, затронутые этими нападениями. В соответствии с просьбой семей (жертв и пострадавших) эти церемонии будут отличаться большой сдержанностью», — говорится в адресованном журналистам письме.
Подготовка, действительно, идёт очень спокойно и незаметно.
«Специально мы ничего не запланировали. Как-то не сложилось. Но будет общая мемориальная церемония, президент приедет», — рассказывает официант кафе A la Bonne Bière, одного из семи пострадавших в тот вечер мест.
Вернулись не все
По словам сотрудника другого ресторана — Comptoire Voltaire — Макрон приедет не только с чиновниками и политиками, но и с членами своей семьи.
«Церемония будет прямо здесь, в зале, вон туда должны все зайти. И президент, и свита, и даже (супруга президента) Брижит. Вот только насчёт внуков не уверен», — говорит собеседник.
Он сам ещё не работал здесь в день теракта, но работали другие сотрудники.
«Наш управляющий, например. Он не сильно пострадал, с ним все хорошо. Он получил приглашение на эту церемонию, поэтому сегодня не работает, набирается сил, а завтра придёт», — говорит он.
Его дополняет парень помоложе, работающий в ресторане официантом. «Была ещё девушка, тоже тут работала. Она была ранена. Здоровье, к счастью, поправила, но вернуться на работу не смогла. Занимается чем-то другим», — вспоминает юноша.
А вот в небольшом уютном ресторанчике Belle Équipe жизнь поменялась полностью. Здесь число жертв в страшный вечер оказалось вторым по величине после концертного зала «Батаклан». Одной из них была бывшая жена владельца. По признанию одной из сотрудниц ресторана, вернуть привычный образ жизни удалось далеко не всем. Несмотря на то, что интерьер ресторана был полностью изменён, никто из предыдущей команды здесь больше не работает. Единственным напоминанием о страшном вечере служит табличка, расположенная на противоположной стороне улицы. Там высечены имена 21 погибшего.
Искусство жить
В баре Le Carillon на пересечении улиц Биша и Алибер, ставшем одной из первых точек трагических событий ноября 2015 года, уже почти ничего не напоминает о страшных атаках.
«Нужно продолжать жить, нам больше ничего не остаётся», — поделился с корреспондентом РИА Новости бармен.
Он находился в баре в тот трагический вечер и работает там до сих пор. На вопрос о том, продолжают ли ходить сюда завсегдатаи, он ответил утвердительно, сказав, что сразу после ремонта помещения, которое серьезно пострадало от пуль, кафе наполнилось постоянными посетителями.
Действительно, люди горячо здороваются друг с другом, оставляют свои ключи от дома бармену, собираются на обсуждение ежедневных дел или просто выпивают по кружке пива, продолжая вести тот самый образ жизни или art de vivre, который был главной мишенью террористов.
Год назад, в первую годовщину терактов, Париж был заполнен баннерами с девизом города — Fluctuat nec mergitur («Плавает, но не тонет», лат.). В этом году баннеров пока не видно. Но никакие слова не заменят осознания того, что да, к счастью, город не тонет, в какой бы шторм ни попадал.