back to top
3.2 C
Узбекистан
Четверг, 14 ноября, 2024

Азарий Плисецкий делится секретами мастерства

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,040ПодписчикиПодписаться
Азарий Плисецкий делится секретами мастерства

В Ташкент для работы над премьерным балетным спектаклем «Поэма двух сердец» на музыку А Меликова, композиция и хореография И. Чернышёва, приглашён заслуженный артист России, хореограф и педагог Азарий Плисецкий.

Около двух недель талантливый деятель мировой балетной сцены делится мастерством с узбекистанскими артистами. Проводит утренние балетные классы, как консультант-балетмейстер премьерной постановки присутствует на всех репетициях, по вечерам посещает спектакли и концертные программы, которые дают в ГАБТе. Зная о богатых традициях узбекской балетной школы, передаёт свой богатый опыт новому поколению артистов.

Каждое утро Азарий Михайлович спешит к служебному театральному подъезду. Поднимается по мраморным ступеням крутой лестницы на пятый этаж — в репетиционный класс ташкентского Большого театра.

Азарий Плисецкий делится секретами мастерства

Азарий Плисецкий делится секретами мастерства
Здесь к 10 часам утра собирается вся балетная труппа: заслуженные артисты, ведущие солисты и новички, премьеры и кордебалет. На утреннем уроке они на равных встают к станку, разогреваются, делают растяжку, отрабатывают классические па.

Азарий Плисецкий делится секретами мастерства

Азарий Плисецкий делится секретами мастерства

Давно хотелось посмотреть на скрытую от взгляда зрителей жизнь и работу блистательных прим и премьеров. И такая возможность выдалась: мне любезно предоставили возможность посмотреть на таинство рождения искусства танца и спектакля на уроке знаменитого хореографа и педагога.
Это был настоящий мастер-класс.

Азарий Плисецкий делится секретами мастерства

Азарий Плисецкий делится секретами мастерства

В репетиционном зале звучали музыка, постукивали балетки, раздавался тихий голос хореографа, объяснявшего комбинации экзерсиса, которые помогают развить силу мышц и эластичность связок, «выворотность» стопы, устойчивость и координации движений танцоров.

Утренний класс и репетиции — интимная сторона творчества. Десятки раз повторяя те или иные движения, артист не думает в этот миг о взгляде со стороны, не прячется в гриме, образе. Он как на ладони: с болью, потом, трудностями – их тоже хватает. К примеру, пока не начался отопительный сезон, в театральных душевых (после реконструкции их сделали в каждой артистической) нет горячей воды. И смывать семь или десять согнанных во время утреннего класса потов приходится холодной водой. Чем это грозит для разгорячённых во время класса или репетиции артистов, которые пуще зеницы ока должны беречь своё здоровье, понятно. Но они знают: пока не дадут отопление – не будет и горячей воды. А простуды придётся переносить на ногах, если удастся. О, как же мне захотелось пробудить у городских властей совесть и обеспечить театр горячей водой, а не только дарить им горячие аплодисменты в награду за наслаждение искусством.

Сказочная возможность – увидеть в работе представителя легендарной династии Плисецких. Азарий Михайлович дипломант Первого международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1964) – он был партнёром знаменитой примы-балерины Ольги Лепешинской, с которой танцевал на сценах Болгарии, в странах Азии, Китае. С труппой Большого театра гастролировал в Америке, потом преподавал на Кубе, работал в Испании, Японии, был членом жюри международного конкурса в Лозанне, где живёт и работает с 1992 года. Четверть века служит он педагогом-репетитором школы-студии Мориса Бежара «Рудра». Бежар отпускал его поработать в Нью-Йоркском городском балете и Школе американского балета, проводить мастер-классы в Центре искусств Михаила Барышникова (2006), в Большом театре в Москве, в Санкт-Петербурге, Новосибирске (2008 и 2014). За артистическую и педагогическую деятельность и вклад в мировое балетное искусство в 2017 году хореограф награждён Орденом Дружбы.

— Какие у него руки, спина, — восхищаются артисты ГАБТа.
Хореограф учил молодых коллег «держать затылок» — как танцоры фламенко, правильно распределять нагрузку на мышцы, корпус, стопы. Говорил о лёгкости, полётности прыжка, выразительности взгляда, способности «говорить» руками. Кстати, у Плисецких — великой Майи Михайловны и Азария Михайловича — руки действительно «говорящие». И работоспособность — потрясающая работоспособность!

Наблюдая хореографа в работе, заметила, с какой простотой и достоинством, без суеты, сдержанно и уважительно, деликатно он относится к каждому артисту, насколько корректен в беседе. Интеллигент до могза костей, он не страдает звёздной болезнью, не требует для себя особых условий.

После окончания урока в зале остались самые упорные — звёзды ГАБТа. Хореограф терпеливо продолжал работу, пока не прозвучало последнее «Спасибо!»

С утра — класс (таких великолепных уроков наши артисты, признаются, не получали; многое стало понятнее и легче выполнять в танце — у каждого педагога свой стиль); в час — обед в служебном театральном буфете-столовой, где подкрепляются и артисты; в 16 часов — репетиция; вечером, возможно, просмотр спектакля. Таким был сегодня рабочий день именитого хореографа.

В Большой театр Узбекистана Азарий Михайлович приглашён как консультант-балетмейстер премьерной постановки «Поэма двух сердец». Но миссию свою этим не ограничил. Проводит уроки и мастер-классы для балетной труппы театра, с молодыми педагогами Высшей школы национального танца и хореографии делится секретами, как взрастить будущих звёзд балетной сцены.

Балет – удел молодых. Век артистов в нём короток, и в этой профессии работают лишь одержимые. Разве можно расстаться с искусством, которому посвятил себя с детства?

Азарий Плисецкий делится секретами мастерства

— Балет – это, скорее, диагноз, — шутит хореограф.
Летом 2017 года Азарий Михайлович отметил 80-летие. Работа с молодыми, признаётся он, не позволяет расслабляться. Наблюдая за его уроком, понимаешь: в любом деле нельзя давать себе ни в чём поблажек. Это главный секрет, которым хореограф, не ставя перед собою такой цели, делится с каждым.

Тамара Санаева
Фото и видео автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Агентство культурного наследия Узбекистана попросило, а посольство США  выделило $500 млн для консервации медресе Шер-Дор в Самарканде

Предложение, поданное Агентством культурного наследия Узбекистана, было выбрано в рамках глобального конкурса и является крупнейшей в этом году, а...

Больше похожих статей