Инфракрасная камера российского военного беспилотника медленно наводит фокус на колонну пикапов в сирийской провинции Идлиб. Рядом с пикапами отчетливо различается группа из нескольких десятков людей. Пара секунд — и ее накрывает серией мощных взрывов. Эта запись стала последним «документальным кино», в главных ролях которого снялся высший командный состав одиозной террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра», уничтоженный точным ударом бомбардировщиков ВКС России. Как блестящая операция повлияет на дальнейшее развитие событий в Сирии и чем успели «отметиться» ликвидированные боевики — в материале РИА Новости.
Сигнал противнику
Обезглавливающий удар по группировке нанесли фронтовые бомбардировщики Су-34 и истребители Су-35. Финальной фазе операции предшествовали долгие дни подготовки: выследить руководство «Нусры»* удалось не сразу. Разведке пришлось подключить все свои связи и задействовать максимум ресурсов. Однако результат того стоил: российским самолетам удалось одним махом уничтожить двенадцать полевых командиров. По данным Минобороны, главарь группировки Абу Мухаммед аль-Джуляни выжил, но находится в критическом состоянии. Он получил множественные осколочные ранения и потерял руку. Выжить после таких серьезных травм в полевых условиях практически невозможно.
По информации российских военных, среди ликвидированных полевых командиров был и ближайший помощник аль-Джуляни — начальник службы безопасности «Джебхат-ан-Нусры» Ахмад аль-Гизаи. Личности других уничтоженных главарей не раскрываются, однако известно, что «эмир» группировки — человек подозрительный, редко появлялся на публике и общался напрямую только с самыми доверенными сообщниками. Несомненно, в «Нусре» найдутся люди, которые придут им на смену, однако у них не будет ни опыта, ни связей, ни стратегии действий в дальнесрочной перспективе. Говорить о победе над группировкой пока рано, но удар по ее боевой мощи и способности организованно вести террористическую деятельность был нанесен колоссальный.
Уничтожение верхушки бандформирования является не только серьезным военным успехом, но и явным предупреждением другим боевикам. Проще говоря, показательным возмездием за борзость: именно штурмовики «Джебхат-ан-Нусры»* 18 сентября атаковали наблюдательный пост военной полиции на границе зоны деэскалации Идлиб. Наших военных пытались взять живыми, чтобы потом диктовать России свои условия. Однако благодаря своевременному вмешательству бойцов Сил специальных операций и сирийского спецназа взводу удалось без потерь вырваться из окружения. Ликвидация боевиков, планировавших дерзкий налет, станет для их единомышленников недвусмысленным сигналом: попробуете провернуть что-то подобное — и вас ждет та же участь.
Палачи и похитители
«Джебхат-ан-Нусра», отделение «Аль-Каиды» на территории Сирии и Ливана, была основана в январе 2012 года и всю войну оставалась в тени более могущественной, многочисленной и «медийной» террористической организации — «Исламского государства». Однако ее боевики ни в чем не уступают головорезам ИГ по части жестокости, религиозного фанатизма и полной «отмороженности». Эти качества оттолкнули от группировки многих союзников, в том числе из Свободной сирийской армии («умеренной оппозиции» по классификации стран Запада). В результате «Нусра» постоянно переименовывалась, меняла свою организационную структуру, металась от одних покровителей к другим. Но вести террористическую деятельность не прекращала. Вот лишь несколько примеров ее самых резонансных акций.
К июню 2013 года «Джебхат-ан-Нусра» взяла на себя ответственность за 57 атак с использованием террористов-смертников из 70, совершенных с начала конфликта. В результате этих терактов погибли сотни, если не тысячи человек, по большей части мирные жители. Во время сражения за Алеппо именно боевики «Нусры» обстреливали городские кварталы из самодельных «баллонометов», уничтожавших с одного попадания целые дома. Они же отметились тем, что постоянно отбирали у местных жителей продовольствие и топливо, что тоже, мягко говоря, не способствовало их популярности.
Кроме того, террористы группировки быстро приобрели недобрую славу палачей и садистов. Они неоднократно чинили расправы над мирным населением. В августе-сентябре 2013 года, во время наступления боевиков на провинцию Латакия, «Нусра» под корень вырезала несколько алавитских деревень, жестоко казнив более 200 местных жителей, исповедовавших «неправильную» веру. Десятого июня 2015 года террористы показательно убили более 20 друзов в провинции Идлиб, в том числе и ребенка. Двенадцатого мая 2016 года каратели казнили 42 и похитили более 70 жителей алавитской деревни Зараа в южной Хаме. Доставалось также христианам и шиитам, с которыми расправлялись на месте.
Свой отдельный счет к экстремистам есть и у солдат правительственных войск. В середине сентября 2015 года боевики группировки казнили 56 пленных военнослужащих сирийской армии, захваченных ими при взятии 9 сентября 2015 года аэродрома Абу-ад-Духур. Зверства «Нусры» привели к тому, что к 2014 году большинство государств и международных структур официально признали ее террористической организацией.
Главари группировки обиделись и, видимо, чтобы обелить свое «честное имя», 28 августа того же года захватили в заложники 45 миротворцев ООН (граждан Фиджи), несших службу в районе Голанских высот. Основным условием их освобождения боевики назвали исключение «Нусры»* из списка ООН террористических организаций. Это как если бы вор-рецидивист, чтобы доказать, что он законопослушный гражданин, украл бы что-нибудь еще. Пленников удалось вызволить через две недели при посредничестве Катара.
Следующие в очереди
На сегодня вотчиной «Джебхат-ан-Нусры» является провинция Идлиб. До недавних пор боевики чувствовали себя здесь достаточно вольготно, так как САА и ВКС России сосредоточили основные усилия на борьбе с ИГ*, действовавшим в других частях страны. Однако чем ближе полное освобождение Дейр-эз-Зора и разгром «Исламского государства»*, тем меньше времени остается у «Нусры»*, чтобы подготовиться к обороне собственных позиций.
— После освобождения провинции Дейр-эз-Зор ИГ будет сломан хребет на территории Сирии. Оно останется в какой-то форме, будет мутировать, но той силы, которую это «Исламское государство» имело еще месяц назад, уже не будет, — рассказал в сентябре на круглом столе в МИА «Россия сегодня» военный эксперт, заместитель директора института стран СНГ Владимир Евсеев. — Возникнет вопрос, что делать с провинцией Идлиб… Только совместными усилиями России, Ирана и Турции можно эту проблему решить. Там сосредоточены значительные силы боевиков — только «Джебхат ан-Нусра» располагает примерно 20 тысячами боевиков. Когда основная часть сил сопротивления собрана в одном месте, в одной провинции, их победить легче. Легче наносить удары авиационные, легче действовать против них. Собрав в одном месте, их проще там уничтожить. Это следующее, что должно быть сделано.
А сегодня, в среду, президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании «Энергия для глобального роста», вновь призвал все страны — участницы мирного урегулирования в Сирии объединить усилия для борьбы с террористическими группировками ИГ* и «Джебхат-ан-Нусра».
— Я уверен, нам удастся в конечном итоге эффективно завершить работу по разгрому террористических формирований в «Джебхате» и ИГИЛ совместно со всеми, — сообщил президент. — Упор нужно делать не на то, что служит предметом спора, а на то, что является общими интересами.