back to top
7.7 C
Узбекистан
Суббота, 16 ноября, 2024

Учитель перед именем твоим…

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,040ПодписчикиПодписаться
Учитель перед именем твоим…

Несравнимо благородная, предельно ответственная, хотя и чрезвычайно трудная задача – быть сегодня учителем. Закономерен вопрос – весь ли преподавательский корпус, все ли их руководители, все ли органы и учреждения народного образования в полной мере осознают это? Все ли они понимают, что величие и актуальность проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения, формирования душ и мировоззрения будущих граждан и потенциальных «хозяев» нашего молодого независимого государства, требуют от них самих радикального «перелопачивания» их собственных душ, взглядов, их ценностных понятий и убеждений, решительной ломки привычных стереотипов — в нелёгком учительском деле, в формах, методах и самой сути работы и общения с детьми, подростками и юношеством?

К сожалению, даже самые беглые наблюдения дают повод предполагать, что новые рыночные условия нашей жизни, немалые материальные трудности, испытываемые учебными заведениями, самими педагогами и наставниками, профессионально-психологические испытания, связанные с новым мироощущением – всё это не в лучшем виде сказывается на иных преподавателях и чиновниках от народного образования – они стали черствее, циничнее, равнодушнее. В прессе периодически появляются сообщения, что в некоторых учебных заведениях делаются откровенные поборы с детей и их родителей на всякие хозяйственные нужды и мероприятия, оценки ставятся не только за знания, в педагогическом процессе допускается формализм и рутинность. И такое состояние было особенно характерным для последних двух-трёх десятилетий.

Кто-то может подумать, ух не ностальгирует ли автор по прошлому, когда школа, да и общество в целом якобы руководствовались лозунгами о том, что всё во имя человека, что перед молодёжью все дороги открыты, что завтрашний день её обеспечен и т.д.? В том-то и дело, что часто они оставались всего лишь лозунгами, вместо чаемого равноправия было много лицемерия, и исчислений двойного стандарта. Страна называлась рабоче-крестьянской, а в ташкентской школе №18 мой классный руководитель П.Г. с первого класса устрашала нас, что если будем плохо учиться, то станем рабочими(!). Не важно – квалифицированными ли, редкими специалистами ли, — «рабочий» звучал в её устах как нечто унизительное. И отношение к ученикам было далеко не равнозначным, — оно зависело не только от их знаний, но и от имущественного и служебного положения родителей, от «активности» мам и пр.

Я, наверное, огорошу сейчас многих, если признаюсь: в отличие от расхожих дифирамбов в адрес школы и учителей у меня лично воспоминания о школе самые неприятные, тягостные. Может, сам я виноват, может, именно мне не повезло (охотно верю, что кто-то искренне испытывает благоговение перед своими учителями), но у меня не было учителя, пред именем которого хотелось бы «смиренно преклонить колени». И если я чего-то достиг в жизни, то не благодаря преподавателям, а прежде всего — книгам и примеру родителей своих. Вот такая правда, может, и не типичная….

Значит ли это, что я пытаюсь ниспровергнуть с пьедестала Учителя, обесценить его назначение и труд? Никоим образом – наоборот, я хочу продекларировать великую истину: поклонения ученического и людского надо добиваться ежедневным трудом, и талантом, и любовью, и терпением. Учитель сам должен быть Личностью, и тогда он может взращивать другие Личности, как Аристотель – Александра Македонского, как Сайид Барака – Амира Тимура, как и Жуковский – Александра Пушкина. «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!» — учитель обязан сам учиться всю жизнь, творчески и неустанно, тогда он с полным основанием и чистой совестью сможет смотреть в глаза пытливому поколению. И не откладывать «на завтра», и не «доживать до понедельника», а строить каждый свой трудовой день как поворотный, как изначальный, и в то же время отдавать себя сполна, как будто он последний, «лебединый».

Все видят, что в этом году делается немало, чтобы совершенствовать работу учебных заведений и молодёжных организаций. Действительно, страна нуждается в патриотически убеждённом и граждански зрелом, крепком, грамотном, квалифицированном молодом поколении, лишённом как пессимистической обречённости, так и прекраснодушных, иждивенческих настроений прошлого. Молодёжь должна уметь работать, состязаться, добиваться конкретных результатов в условиях непростых реалий рыночных отношений. А для этого нужны и знания, и умение, и характер, нужна трезвая установка на будущее. Нужны Учителя и Наставники, на которых с надеждой смотрит общество, смотрят родители, отправляющие своих детей в поход за знаниями.

И будет тогда у Узбекистана достойное будущее!

А. ХОДЖАЕВ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. В советское время было самое лучшее образование в мире, и это признавал весь мир. Тратилось на образование 7-8% от национального дохода. На советский союз приходило 1/4 всех изобретений в мире, страна была самой читающей. А в 90-х годах и начало нулевых что было? Постоянные эксперименты, то 5 бальную систему убирали, то 11 классы убирали, теперь опять вернули, в институт раньше было легче поступить, стране нужны были мозги, а сейчас чему учат? Все профессии похожи на "прислугу" практически, нету учёных, нету физиков-ядерщиков. Надо образование поднимать с колен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Женеве специалисты познакомили коллег с опытом Узбекистана в реабилитации и реинтеграции возвращенцев из Сирии

11 ноября 2024 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Женеве состоялось мероприятие высокого уровня под названием «Эффективная реабилитация...

Больше похожих статей