С 1 января 2018 года для частных школ и детских садов существенно снижается налоговая нагрузка. Данные преференции будут действовать в течение трех лет. По оценке ряда консалтинговых компаний это позволит снизить цену на оказание негосударственных образовательно-воспитательных услуг. Но этот прогноз вызывает сильные сомнения.
Сегодня мы поговорим немного подробнее о детских садах, где дети осваивают первые коммуникативные навыки общения, как со сверстниками, так и взрослыми, но не являющимися их родственниками, а также учатся получать первые знания вне дома. Так что этот образовательный институт является чрезвычайно важным в формировании личности ребенка, его умении адаптироваться в постоянно меняющемся мире.
На сегодняшний день в Узбекистане функционирует 132 частных детских сада, в том числе 53 в Ташкенте. Если учесть, что государственных дошкольных образовательных учреждений в стране насчитывается порядка пяти тысяч, то доля негосударственного сектора довольно низка – 2,7 процента. Например, у наших соседей в Казахстане более двух тысяч частных детсадов, а доля в общем количестве дошкольных учреждений достигает почти 25 процентов. Существенная разница, не правда ли?
Но почему сложилась такая ситуация? Давайте разберемся. Если в государственных детских садах стоимость посещения одного ребенка в месяц варьируется в пределах 15,5-150,5 тысяч сум в зависимости от часов его пребывания в сутки, дней в неделю и региона расположения дошкольного учреждения, то в частных детсадах Ташкента эти цифры составляют от 900 тысяч до трех миллионов сум. Согласитесь, что далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы.
(Полную информацию о ценах в государственных детсадах вы можете получить на этой странице: http://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/skolko_stoit_soderjanie_rebenka_v_sadike)
Да, несмотря на то, что многие из нас хотя бы раз слышали, что самые лучшие инвестиции – это инвестиции в детей, следовать этому правилу не всегда в наших силах. И отдавать своих детей в частные сады, где качество содержания, воспитания и обучения ребенка намного выше, чем в государственных, нам не всегда по карману. И это не только в силу базовых условиях, созданных в частных садах, но и благодаря высоким зарплатам, позволяющих приглашать более квалифицированных специалистов.
Сейчас в примерный перечень проводимых в частных садах занятий входят: развитие логического мышлений, мелкой и крупной моторики, навыков чтения и письма, математики, рисование, а также уроки музыки и хореографии, различных видов борьбы для мальчиков и спортивной гимнастики. А если учесть то внимание, которое оказывают детям в подобных учреждениях и материальную заинтересованность педагогов и воспитателей, то понятно, что уровень развития детей по сравнению с государственными садами на порядок выше.
Как говорилось ранее, по оценке ряда специалистов снижение налоговой нагрузки на частные детские сады позволит снизить стоимость на дошкольное образование и воспитание в них детей. Сильно в этом сомневаюсь. Да, возможно их количество увеличится, вырастет конкурентная среда, но только среди подобных же учреждений с негосударственной организационно-правовой формой. Но это никак не коснется государственных детсадов, и для большей части населения возможности выбора качественного дошкольного образования детей останутся прежними.
Но проблема не только в этом. В стране функционирует 4916 государственных детских сада, в которых воспитывается 668497 детей, то есть в среднем 136 детей на один садик. Для сравнения в том же Казахстане 9410 сада, в которых насчитывается 814140 детей или в среднем 86 детей на один садик. Разница во всем, и в количестве дошкольных образовательных учреждения и в охвате воспитываемых детей.
Если учесть, что население Узбекистана на начало текущего года составляло более 32 миллиона человек, а в Казахстане почти 18 миллионов, то вышеприведенные цифры и расчеты становятся еще более удручающими. К тому же не надо забывать, что только в прошлом году в нашей стране родилось 726,8 тысячи детей, в то время как в Казахстане – более чем в два с половиной раза меньше (281,9 тысячи). Но в соседней стране в ближайшие два года планируется построить около 1,5 тысячи новых детских садов, а в Узбекистане за четыре года лишь 50.
Да, конечно, сказать, что совсем ничего не делается нельзя. В течение 2017-2021 годов в стране планируется увеличить охват детей дошкольным образованием в 1,5 раза, для чего помимо возведения новых детсадов, предусмотрено реконструировать почти 1167 уже действующих и сделать капитальный ремонт в 983. Помимо этого, будут созданы шесть тысяч краткосрочных групп альтернативных форм обучения для подготовки детей к школе, обеспечены методическими пособиями родители детей, неохваченных дошкольным образованием.
Напомним также, что в рамках Концепции дошкольного образования Узбекистана принятой в 2008 году была разработана опорная программа «Болажон». Она предусматривает бесплатное (подчеркиваю) обучение детей начальной математикой, рисованию, музыке, искусству аппликации, природоведению, физической культуре и другим дисциплинам. Но что же происходит на самом деле.
Так, в первом же детском садике №547 «Quyoshcha», расположенном в центре Ташкента, недалеко от памятника Х. Алимжану, узнаю, что все занятия платные. Да, возможно цены кому-то покажутся не столь высокими, но если сложить все суммы, то цифра получается внушительной. Например, «Почемучка» — 40 тысяч сум, английский – 20 тысяч сум, танцы – 10 тысяч сум. А если учесть, что родителям приходится сдавать средства в фонд садика, на текущий ремонт, а еще приплачивать нянечкам, то тут уже «пахнет» простым вымогательством.
Наверное, некоторые читатели естественно задаются вопросом: а что же родители, почему они молчат? Ну, это понятно – страх за детей! Мало ли что может случиться с ними под присмотром одних лишь воспитателей! И никто не захочет принять даже маловероятного и гипотетического риска в отношении их детей. Помимо этого, не каждый родитель знает о программе «Болажон» и еще не все умеют грамотно защищать свои права. И этих двух факторов хватает за глаза, что бы понять, почему они молчат.
Да, чисто по-человечески понять воспитателей можно. Зарплаты у них оставляют желать лучшего. У них тоже есть свои дети, их надо одевать, кормить, дать им хорошее образование. Но здесь есть один немаловажный фактор, которое это понимание делает как минимум некорректным. Например, вышеназванный садик №547 сдает в аренду площади, причем немалые, учебному центру Learn Train Speak, который проводит платные занятия по изучению иностранных языков, математике, письму, логике и другим дисциплинам для взрослых и детей. И преподаватели этого же центра дают платные уроки воспитанникам детского сада, которые должны получать их бесплатно.
Тут уже речь идет не просто о непорядочности руководства садика и возможно центра. Не знаю, на каких условиях у них заключен договор. Но специалисты LTS могли бы в качестве арендной платы или ее части давать уроки детям бесплатно. Но этого нет и в помине. Но куда же идут средства от аренды, и возможно ли вообще на законодательном уровне сдавать помещения детского сада в аренду, в то время когда в стране остро ощущается нехватка мест в дошкольных учреждениях? Да жадности человеческой нет предела. И, не уверен, что руководство территориальных подразделений министерства народного образования не в курсе того, что там творится и не имеет свою долю с прибыльного места.
И это пример только одного государственного дошкольного образовательного заведения. Хотелось бы думать, что это единичный случай, но никак не получается. Да и никакой здравомыслящий человек не поверит, если я буду это не то что утверждать, но хотя бы предполагать. И выбора у родителей нет. У подавляющего большинства нет средств на частные детские садики, количество которых возможно и увеличится в связи со снижением налоговой нагрузки, но их дети никогда в такие садики не попадут. Как минимум в обозримом будущем.
Т. АЛИМУХАМЕДОВ
Уповать на человеческую совесть или как автор написал "Да жадности человеческой нет предела" и внушать чувство вины, все это бессмысленно. А то, что некоторые родители не знают как защищать свои права чья это вина? Чему нас учат вообще? Математике? Физике? А жить нас учат? Нет! Некоторые скажут пускай родители учат, но родителей ведь тоже никто не учил, замкнутый круг. Нас учили защищать свои права? Вопрос открыт
Стоимость частного садика — 1,3 млн. сум в месяц минимум. А з/п …. сами понимаете. Отдать все в садик за одного ребенка и положить зубы на полку тоже не вариант
Господин хороший!
Садик на Дархане посещают дети из семей, которые легко оплатят любые доп.занятия. Это где нибудь в Сергели или на Алгоритме доп.оплаты в 50000Сум могут кого-то испугать или расстроить, а это — Дархан, центр.
Если вы не в курсе, то есть социальное неравенство, которое зависит от того, в какой сфере и кем трудится человек, какое базовое образование и опыт у него есть. Мы не в советское время живем — и снова делать "уравниловку" не нужно.
По вашей "логике" нужно, чтобы все сады были одинаковыми…а где вы найдете учителей английского или моторики в каждый дет.сад? На какую зарплату?
всегда будут садики для простых людей и садики для людей "с запросами",..
а то, что дирекция садика сдает в наем помещения — ну это дело "органов", хотя ответ на поверхности — простое помещение для занятий в центре города найти очень сложно. И никто в счет аренды бесплатно учить не будет… вы же не ребенок?
Уравниловки даже в советские времена не было, была видимость. Сейчас в некоторых отраслях тоже пытаются уравнять, свадьбы пышные запретить пытаются, только зачем все это? Запреты и давление на людей никогда не сработает
Сытый голодного не разумеет.
Все разговоры только о столичных детских садах. А что в областях твориться кто-нибудь скажет?
Есть такие семьи. Ни то что в частный, но и в государственный не могут попасть в силу материальных затруднений. И удивляешься комментариям некоторых участников, которые поддерживают то социальное сложившееся в последнее время у нас в обществе. Получается так , что у кого есть деньги тот может развивать своего ребёнка, а кого нет тот сам виноват и "не умеет крутиться".
Я же лично, за равные права детей на развитие, не зависимо от того в какой он семье растёт. Не бывает плохих и чужих детей. И мы взрослые должны приложить все усилия для воспитания, на всех уровнях и этапах образования , полноценной личности и в последующем честного и порядочного гражданина.
Нельзя разделять! Все Дети это Дети одной Великой Страны! И самим детям Этого деления не Понять!