В Национальной библиотеке Узбекистана состоялся премьерный показ документального фильма Джасура Исхакова «Судьба, как эпоха».
Картина, подготовленная к 120-летию со дня рождения Ташмухамеда Ниязовича Кары-Ниязова — ученого, педагога, общественного и государственного деятеля, первого президента АН УзССР, заслуженного деятеля науки, Героя Социалистического Труда — впервые была представлена зрителям 7 сентября в Академии Наук Узбекистана на конференции, организованной в честь юбилейной даты. И вот премьерный показ для широкой общественности, организованный в современном библиотечном центре, на полках которого стоят и труды первого в стране учёного-академика, основателя Академии наук в республике, чья слава шагнула далеко за границы родного края.
В фотографиях и кинодокументах начала прошлого века, кадр за кадром воскресают на экране в библиотечном конференцзале вехи жизненного пути учёного. Хорошо знакомый ташкетцам выразительный голос заслуженного артиста Узбекистана Олега Галахова повествует об эпохе, отображённой в фильме. Она вместила три века. Мы видим старый и нынешний Коканд, плоды научных трудов учёного, которые служат по сей день, основанные по его инициативе учебные и научные учреждения. А вот и первые ученики Кары-Ниязова, встреча с наставником через десятилетия…
Автор, по крупицам собрав факты и документы, поведал зрителям о первопроходце-просветителе, человеке, учёном, ставшем гордостью отечественной науки.
Из фильма зрители узнают, что Ташмухамед Ниязович Кары-Ниязов родился 2 сентября 1897 года в Ходженте, в семье кустаря-сапожника. Трудной была жизнь в родных местах, и в 1909 году Кары-Нияз, прихватив с собою подросшего сынишку, отправляется на заработки в Скобелев (ныне Фергана), вынашивая в сердце мечту о лучшей доле для Ташмухамеда. Нелегким, но желанным был путь будущего академика к знаниям. Обучившись азам грамоты в мактабе, по настоянию отца в 1911 году он поступает в русско-туземную школу. Здесь зародилась в подростке неистребимая тяга к наукам, а позднее стремление просвещать простой народ, который, как понимал юный Ташмухамед, заслуживал лучшей доли, нежели темнота и невежество.
Получив познания в арифметике, истории, географии, освоив начала физики и русский язык, в 1916 году он оканчивает школу и становится переводчиком, повествует кинолента. Раритетные фотографии позволяют почувствовать дыхание того времени.
Семья перебирается в Коканд, и в 1917 году двадцатилетний Ташмухамед Кары-Ниязов создаёт в этом древнем городе первую в Туркестане начальную узбекскую школу современного типа. Открыв ряд подобных школ, на основе одной из них он организовал учительские курсы, а в 1920 году — первый узбекский педтехникум. Сам директорствлвал в нём до 1925 года. Наверное, именно тогда познакомился с театральной труппой Хамзы, и дружба с поэтом пробуждила в нём любовь к культуре, искусству и театру.
Инициативного педагога влекут науки. Он поступает на физико-математический факультет Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте и в 1929 году получает диплом. Преподавать в alma mater ему предложили ещё на 4-м курсе — способный студент, уже имевший педагогический опыт, вёл занятия по математике в узбекской группе. В 1931 году молодой учёный, к тому времени доктор физико-математических наук, первым из учёных-узбеков получает профессорское звание и становится ректором университета.
Председатель Комитета науки при СНК Узбекской ССР, заместитель председателя СНК Узбекской ССР по вопросам науки, культуры и искусства, председатель президиума Узбекского филиала АН СССР, участник научной экспедиции по обследованию могилы эмира Тимура в Самарканде в июне 1941 года, во время Великой Отечественной войны он возглавляет антифашистский комитет ученых Узбекистана и в 1943 году создаёт АН УзССР в тыловом Ташкенте и становится её первый президентом. С 1946 руководит кафедрой высшей математики Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства; в 1948 году окончательно переходит на работу в это крайне важный для развития народного хозяйства вуз и избирается членом Президиума АН УзССР.
Высокие общественные посты и обязанности депутата не мешают ему продуктивно работать в науке. Известный математик, создатель первого узбекского словаря и узбекской математической терминологии, составитель первых учебников по элементарной и высшей математике на узбекском языке («Основной курс математического анализа» и «Основы аналитической геометрии»), он находит возможность заниматься также историей культурной жизни народов Узбекистана, писать воспоминания. Его книга «Размышления о пройденном пути» выдержали четыре издания на русском и узбекском языках.
Учёный-энциклопедист, Кары-Ниязов пишет «Очерки истории культуры Советского Узбекистана», монографию «Астрономическая школа Улугбека», заслужившую государственную премию. Как заместитель председателя президиума правления Общества по охране памятников истории и культуры Узбекистана Ташмухамед Ниязович поддерживает археологические изыскания, проявляет заботу об охране и реставрации памятников древности.
Знакомясь по фильму с судьбой этого замечательного человека, невольно задумываешься, откуда брал он силы для многочисленных обязанностей? Кроме перечисленного выше, был председателем республиканского Совета по народным университетам, главным редактором научно-популярного журнала «Фан ва турмуш», с 1954 года — членом Международного астрономического общества, депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. В 1968 на XII Международном конгрессе по истории наук избран членом Генеральной ассамблеи данного конгресса. Заслуги учёного в 1952 году отмечены Государственной премией СССР, а в 1970 — Государственной премией УзССР имени Беруни. О вкладе в науку и культуру страны свидетельствуют награды советских лет: три ордена Ленина, еще три — Трудового Красного Знамени, медали и почетные грамоты.
Рассказывается в документальном фильме о семье учёного: его соратнице жене, детях и внуках. Несмотря на занятость, академик находил для них время, понимая, как важно в воспитании детей влияние любящего отца и деда. В фильме о своём знаменитом дедушке говорит внук Шавкат Шавкатович Кары-Ниязов.
Сердце Кары-Ниязова остановилось 17 марта 1970 года. К памятнику на мемориальном кладбище Чигатай не зарастает тропа. Почтить память приходят не только родные – ученики, студенты.
Интересно было не только посмотреть документальный фильм, но и выслушать мнение зрителей. Среди них были как люди, знакомые с режиссёром и его творческой командой, так и молодёжь, студенты. К сожалению, не все из зрителей сумели прочувствовать значимости события. Некоторые из студентов покинули зал во время демонстрации картины. Грустно было смотреть на их спины… То ли после занятий не успели перекусить (голод не тётка!), то ли духовною жаждою не истомлены… Или домашних заданий в институте получили много и спешили подготовиться к завтрашнему учебному дню? В любом случае, объяснить молодым, что существует этика поведения в залах театров и кино, не мешает.
А фильм, несомненно, стоит показать в учебных заведениях – режиссёр Исхаков, думаю, не откажет во встрече с молодёжной аудиторией. Сам он с ранних лет занимался мультипликацией и снимал любительские фильмы, они были отмечены на кинофестивалях. В юности стал публиковать стихи и рассказы. Не сразу понял, что кино и литература будут делом жизни, после школы поступил на архитектурный факультет ТашПИ. Но вовремя почувствовал: ему дано иное призвание – быть режиссёром. И окончил Ташкентский театрально-художественный институт. Здесь встретил подругу жизни Мастуру, в творческом тандеме с которой продолжает служить искусству кино, ведёт радиопередачи, проводит творческие встречи.
Чете Исхаковых есть что вспомнить и чем гордиться. Сценарии, фильмы, книги, радио- и другие проекты… Не слышала, чтобы Джасур Ильхомович когда-либо с упоением говорил о себе или с важностью перечислял свои заслуги перед отечественным искусством и литературой. Скромность, искренность, внимание к людям, чувство юмора помогают ему избежать самолюбования и гордыни. Нет за ним такого греха. А ведь он автор сценариев к десяткам фильмов: «Ясные ключи», «Взлет разрешается», двухсерийным «В стремнине бешеной реки» и «Шок», четырёхсерийным «С любовью и болью», «Останься», «Проклятие золотого коня»… Хорошо известны зрителям картины «Охота для настоящих мужчин» и «Приключения в стране Чатранга». Интересны сюжеты, написанные Исхаковым для сатирического киножурнала «Наштар», детского киножурнала «Зумраша».
Полюбился зрителям художественный фильм «Прощай, зелень лета!..» (1985), сценарий к которому был написан Дж. Исхаковым совместно с Э. Ишмухамедовым. Картина заслужила престижные награды: «Золотой павлин» на международном фестивале в Дели, Гран-при на Всесоюзном фестивале в Алма-Ате. Были и другие призы за киноработы.
По сценариям Дж. Исхакова снимались и анимационные фильмы: «Живая глина», «Про дождик и рожки», «Красный, жёлтый, золотой», «Притча о старых каушах», «Спитамен, сын Согдианы»… И это не все, их больше, и каждый отличает особая степень доброты и тепла – своего рода художественная марка произведений автора, будь то рассказы, сценарии.
В 2017 году буквально разлетелась по свету книга рассказов Джасура Исхакова «Сны о старом Ташкенте» — книгу читали в Ташкенте, просили прислать по почте ташкентцы из зарубежья.
Часто звучит в доме музыка, песни в исполнении супругов Исхаковых. Теплота и пронзительная нежность хорошо известной ташкентцам песни «Кашгарка» — заслуга всё того же Джасура Исхакова, он её автор. И хотя песня больше известна в исполнении Б. Тохтахунова, семейный дуэт непременно исполняет её при задушевных встречах с друзьями.
Творческой семье Исхаковых по-хорошему завидуют — в ней царят взаимопонимание и гармония, не гаснет огонёк творчества, привлекая коллег, людей знаменитых и просто друзей. В этом доме оценивают людей не по чинам и званиям, а по таланту, человеческим качествам, сопричастности творческому делу. С высокой степенью уважения относятся к героям своих документальных картин, съёмочной группе.
Дети подключаются к общему делу. Старший сын, Сардор, участвует в документальных кинопроектах в качестве продюсера или соавтора, дочь Эльсевар — талантливый дизайнер и всегда готова дать нужный совет по костюмам для фильмов. Младший из сыновей — известный медик-гематолог, но знает, как потом и кровью платят родители за работу на съёмочной площадке, сам он уже выступал на ней в качестве артиста. Да и семейный бюджет идёт в дело – некоторые из документальных лент сняты на личные средства. Помощь меценатов помогла бы снять больше фильмов.
Вклад Дж. Исхакова в современную отечественную кинодокументалистику значителен. Ленты «На границе тишина», «Вкус октябрьского граната», «Трудные уроки», «Арена – родная земля», «Жизнь мусульман в СССР», «Мост дружбы» сняты в советский период. Начиная с 90-х годов прошлого века список документальных работ пополнили картины «Пахта», «Салтанат зла» (диплом на фестивале в Штутгарте, Германия, 1998) , «Второе рождение» («Ахмад Аль Фергани»), «Сто лет цветения», «Риштанское чудо», «Во имя мира и безопасности», «Слово народа – слово истины», «Богом данное достояние» («Хлеб наш насущный»), «Сны», «Асад Исматов», «Четыре дня мастера»… И, конечно, «Александр Файнберг» в двух частях, «Туган Реджеметов», «Рустам Касымджанов» (удостоен приза Международного кинофестиваля «Спорт, жизнь, кино», Ташкент, 2007), «Актриса», «Искусство, любимое всеми», «Самарканду – 2750 лет», «Самаркандская бумага», «Реставраторы», «Дети войны» (картина получила специальный приз жюри конкурса «Память сердца» в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, Москва, 2010), «Столица дружбы и тепла».
Документальная картина «Судьба, как эпоха», рассказав о замечательном учёном Т.Н. Кары-Ниязове, продолжила серию фильмов о героях нашего времени.
Тамара Санаева
Фото на заставке и видео автора
.