В Галерее изобразительного искусства Узбекистана состоялась творческая встреча художника Василия Хапова с мастерами кисти, искусствоведами, ценителями изобразительного искусства и студентами – будущими живописцами.
Василий Хапов из плеяды талантливых узбекистанских мастеров, сформировавшихся в 90-е годы. Великолепный график и художник-монументалист, прошедший школу двух столпов отечественного изобразительного искусства — Яниса Салпинкиди и Бахадыра Джалала – Василий, как и его учителя, стал блестящим художником и преподавателем Национального института художеств и дизайна имени К.Бехзода.
На встрече он рассказал о серии своих необычных произведений, объединённых общим названием Храмы Вечности.
— Еще студентом художественного училища, а позднее института я восхищался графичной структурой и гармоничными пропорциями храмов, — признался В. Хапов. – В культовых сооружениях люди выражают свою страсть к Богу, стремление к гармонии и любви. Храмы — это порталы в вечность, стражи и хранители возвышенного. Отсюда и название моей серии — Храмы Вечности.
В них заложены планы храмов Св. Петра в Риме, Гроба Господня в Иерусалиме, собора Св. Марка в Венеции, Айя Софии в Стамбуле, Собора Парижской Богоматери, Собора Св. Семейства в Барселоне, храма Ангкор Ват в Камбодже. Особенно важны для меня Айя София и Храм Гроба Господня. Они пример того, как люди разных религиозных верований, не конфликтуя, проявляя терпимость не только к инаковерующим, но и неверующим, умеют сосуществовать, принимая в стенах своих святынь многочисленных паломников и туристов.
Взяв за основу план храма, я трансформирую его в самостоятельный арт-объект, геометризированную абстрактную структуру, которая со стороны выглядит как мандала — модель Вселенной. Мандалы, по мнению тибетских монахов, привносят гармонию в земной мир, структурируя энергетические потоки. Я изначально не закладывал в свои аппликативные работы функции и значение тибетских мандал, но задачи оказались схожи: вносить положительные энергии в наш мир.
Колористические опыты веду давно, делая фактурные цветные многослойные фоны для своих графических работ. Они помогали мне задать колорит будущего произведения. В 2010 году стал экспериментировать с бумагой и акрилом в поисках новых для себя абстрактных форм — начал вырезать и наклеивать различные по цвету, размеру и фактуре кусочки бумаги, то есть создавать своеобразные аппликации. И понял, что нашел нужный мне ключ от Храмов.
В аппликациях стараюсь исследовать возможности бумаги и разнообразить способы работы с нею, добиваясь вариаций цвета и минирельефа на поверхности своих многослойных работ, состоящих из гладких и шершавых, глянцевых и матовых слоёв. Иногда этих слоёв бывает от 3 до 5, в некоторых фрагментах до 9. Не программирую законченный образ – в нём бывает огромное количество деталей аппликации, на ранних этапах просчитать их невозможно. Как любое творчество в целом — это полет в неведомое…
Одна из распространённых концепций современного искусства заключена в задаче художника откликаться на политическую ситуацию в обществе. Василий Хапов своими композициями-храмами и мандалами, построенными по собственным схемам, стремится гармонизировать сегодняшний мир. «Каждый человек, не только художник, строит свой, пусть не храм, хотя бы дом, — уверен он. — Если не строит, хотя бы мечтает…»
Послушайте отклики искусствоведов о творчестве Василия Хапова. Посмотрите на его работы. внесите их в свои дома. Уверена, их созерцание станет шагом к строительству храма гармонии в вашем личном пространстве, а значит и в окружающем нас мире.
Тамара Санаева.
Фото из архива В. Хапова, видео автора.