В Самарканде состоялась презентация новой картины художника Ахмада Умарова «Пришествие Имама аль-Бухари в село Хартанг». По этому случаю в Международном культурном центре «Эл мероси» собрались коллеги художника, его ученики, многочисленные почитатели искусства и представители общественности города.
А.Умаров и на этот раз обратился к исторической теме. Картина размеров 200Х300 см посвящена реальному событию. Об этом на церемонии, посвященной презентации нового произведения художника, подробно рассказал профессор Юсуф Абдуллаев.
Он вначале сделал небольшой экскурс в 9 век, когда жил и творил Имама аль-Бухари, рассказал о его заслугах, которые признаны во всем исламском мире. Главная из них заключается в том, что он из 600 тысяч хадисов известных ему самому, после многолетнего титанического труда выбрал 7275 и отнес их в число достоверных.
Отметим, что хадис – изречение, одобрение, образ или действие пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющаяся второй по важности после Корана основы вероучения Ислама, и пользуется в исламском мире непререкаемым авторитетом.
«В склоне лет Имам аль-Бухари решил вернуться на родину. Его встретили с большими почестями», –подчеркнул Ю.Абдуллаев и рассказал о последних месяцах жизни нашего великого соотечественника. Вот эта история, которая легла на основе картины А.Умарова.
Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Имаму аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне «Аль-джами», «Ат-тарих» и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой».
Эмир Бухары выдвинул позже другое требование. Он потребовал от Имама прийти во дворец и обучать царевичей. На это аль-Бухари ответил: «Не знание идет к человеку, а человек должен идти к знаниям». После этого жизнь великого богослова стала невыносимой, и он решил покинуть Бухару, родной город, к которому стремился всю жизнь.
Он отправился в Самарканд. Когда его небольшой караван приблизился к городу, он узнал, что местный правитель, опасаясь гнева эмира Бухары, решил не пускать его в Самарканд. Тогда Имам аль-Бухари свернул с большой дороги и вступил в село Хартанг. Он остался здесь жить, но вскоре, в конце августа 870 года умер.
Момент вступления Имама Бухари в село Хартанг нашел своего отражения в картине А.Умарова. На церемонии, посвященной презентации картины А.Умарова было отмечено, что каждое его новое произведение становится событием в культурной жизни Самарканда. Новое полотно художника – это его третья крупная работа за последние три года. В 2014 году он представил на суд почитателей своего таланта эпическую картину «Правитель Самарканда Ялангтуш Баходир на строительстве медресе Шердор», а два года спустя – триптих «Жизнь».
Академик Академии художеств Узбекистана Худайберди Хакбердиев, заслуженный деятель искусства Узбекистана Эхсон Мухамадиев, председатель творческого объединения художников Самаркандской области Ягуда Алиева, театральный художник Николай Султанов, бывший главный архитектор города Самарканда Хабиб Каюмов, житель села Хартанг поэт Зиядулла Нурматов и другие в своем выступлении подчеркнули самобытность мастерства А.Умарова. Было отмечено, что такие картины, как «Пришествие Имама аль-Бухари в село Хартанг» могут быть плодом творчества одаренных художников, хорошо знающие историю.
Бывший хоким Сиабского района Фаррух Хашимов провел параллель между новой картиной А.Умарова и картиной русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу». Он выразил уверенность, что работа А.Умарова служит катализатором для молодежи изучать историю.
Тошпулат Рахматуллаев
Фото автора