Международный конгресс «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами», проходивший 15-16 мая в Ташкенте и Самарканде собрал выдающихся деятелей искусства и культуры стран мира.
Корреспондент nuz.uz поговорила с одним из приглашенных гостей конгресса – Васильевой Ольгой Валентиновной, заведующей сектором восточных фондов Российской национальной библиотеки.
Российская национальная библиотека является старейшей публичной и первой национальной библиотекой России, основанной в 1795 г. по Указу императрицы Екатерины Великой. В ней собраны и представлены документы, отражающие накопленные человечеством знания. Библиотека занимает исключительное место в истории русской и мировой культуры.
Ольга Валентиновна выступила во время третьего научного заседания с докладом о «Портрете Алишера Навои на миниатюре 1522 года к его Куллийату из собрания РНБ».
Низамаддин Мир Алишер (Алишер Навои)- среднеазиатский тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана. Родился 9 февраля 1441 в городе Герат. Его творчество дало мощный стимул развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений — сборников стихов (диванов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов.
Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создал вполне оригинальные произведения. Вершина творчества Навои — знаменитая «Пятерица», включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485).
(Ольга Васильева крайняя справа)
«В Ташкент я приехала по случаю того, что мы подготовили один из альбомов серии, которая была представлена на Международном конгрессе. Этот альбом полностью посвящен рукописным спискам сочинений Алишера Навои 15-16 веков, хранящимся в нашей библиотеке. Совершенно случайно, из разных источников поступили несколько интереснейших рукописей, три из них – прижизненные.
Один – так называемый ранний диван «Фархад и Ширин», который был переписан, когда Алишеру Навои было 25 лет. Это самая старая рукопись, которая донесла до нас слова Навои. Есть еще один, который датируется 1499 годом, предположительно это и есть автограф Алишера Навои самого. Там нет орнамента и миниатюр. Это просто обыкновенный почерк с редакторской правкой.
Но поскольку нет достоверных рукописей, по которым было бы точно известно, что это почерк Навои, то мы можем лишь предполагать. Это наиболее ценные рукописи, которые у нас есть и еще одна ценность – датированная 1522 годом и переведенная на новую эру. Сделаны эти миниатюры в мастерской при дворе Келди-Мухаммада, правителя Ташкента.
В то время он находился в городе Шахрухие и многие приехавшие из Герата мастера, остановились в этой мастерской. Известно, что знаменитый Гератский художник Бехзад рисовал портрет Алишера Навои. Но это не совсем тот портрет, о котором вы думаете. Это копия портрета из других, сделанных ранее копий. Доподлинных портретов не было найдено, но источником всегда оставался Бехзад.
Характерный признак, выходящий к этому источнику образцу Бехзада – это сутулый человек, опирающийся на палку, в простой чалме, фактически не раскосые глаза, круглое скуластое лицо и небольшая с проседью борода. Такую фигуру мы видим на миниатюре, и она включена в композицию. Но это не есть портрет Навои. Композиция – это просто иллюстрация к притче о справедливом Шахе Гази»- рассказала Ольга Васильева.
Азиза Мамбекова
фото автора и М. Джангирова