В выставочном зале Французского альянса в Ташкенте прошла персональная выставка «Отражение» талантливого узбекского керамиста Абдулвахида Бухорий.
Около шести десятков работ представил мастер на выставке, которая стала ярким событием в культурной жизни столицы.
Абдулвахид Каримов (Бухорий) родился в 1977 году в Кагане – небольшом городке неподалёку от благословенной Бухары.
Мать будущего керамиста, Салиха-опа, педагог-историк, работала в Бухарском государственном архитектурно-художественном музее-заповеднике и сумела привить сыну трепетную любовь к истории родного края. Он окончил школу искусств и музыки имени Р. Хамраева в Бухаре и еще в школьные годы заинтересовался тайнами керамики, искусные образцы которой видел повсюду: на порталах древних медресе, в музейных витринах и, конечно, керамика постоянно окружала его, как в любом узбекском доме, в быту.
Первые знания гончарного ремесла Абдулвахид получил у известных народных мастеров Бухарской области: самобытной искусницы, создателя народных игрушек из глины Кубаро Бабаевой из села Уба Вабкентского района и выдающегося мастера гиждуванской школы Алишера Нарзуллаева.
Страсть к познанию тайн глины и тяга к прекрасному привели его в Республиканское художественное училище имени Бенькова. Здесь, на отделении художественной керамики, секреты профессии открыл своему пытливому ученику замечательный мастер Фазыл Мирзаев, заложив в нём прочные основы фундаментальных знаний о современной и традиционной узбекской керамике и любовь к своему делу. Фотография усто Мирзаева ныне на почётном месте в мастерской верного ученика в Бухаре.
Окончив училище, Абдулвахид поступил на отделение художественной керамики в Национальный институт художеств и дизайна имени К. Бехзода, где учился у известного мастера-керамиста Фархада Ташмухаммедова.
Еще не окончив учебу в училище, в 1996 году он работает художником в Узбекско-французской археологической экспедиции в Старом Термезе, что в самой южной в Узбекистане Сурхандарьинской области, и принимает участие в международном симпозиуме керамистов “Восток — Запад” (Ташкент, 1996).
В 1997 году молодой мастер показывает свои первые работы на республиканской выставке. На следующий год, окончив училище, вновь едет в качестве художника в археологическую экспедицию, теперь приуроченную к юбилею Аль-Фергани. Экспедиция была организована Институтом археологии имени Я. Гулямова Академии наук Узбекистана, раскопки проводились в городище Кува в Ферганской области. Прекрасный график, Абдулвахид с увлечением делал рисунки артефактов, найденных археологами, потому в 2000 году его вновь приглашают в археологические экспедиции: сначала в городище Ахсикент Наманганская области в составе экспедиции Института археологии , затем в совместную археологическую экспедицию Государственного Эрмитажа (Россия), которая вела раскопки в городище Пайкент Каракульского района Бухарской области.
Молодой керамист стремился как можно больше узнать об истории гончарного дела и творчестве известных мастеров различных регионов и локальных школ Узбекистана. Но ближе всего его душе была судьба традиционной керамики Бухары. Более ста лет пребывала она в забвении, практически угасла… И Абдулвахид решил посвятить себя возрождению этого художественного промысла в родном для него городе, выбрав ко многому обязывающий псевдоним — Бухорий.
Непростыми были поиски Абдулвахидом Каримовым своего пути в сохранении и развитии древних традиций керамики. Он решил восстановить в своих работах старинную глазурь «ишкор», основанную на растительных компонентах.
В знойных степях собирал нужные растения, пережигал их, получая необходимые составляющие для ишкорной глазури. Возродил и традиции «имперской» белофонной керамики, украшенной мудрыми изречениями или пожеланиями на арабском языке.
Такие блюда-ляганы в эпоху династии Саманидов украшали застолья в домах знатных беков, эмиров и хаджибов, занимавших высокие чиновничьи должности.
В 2004 году Абдулвахид Бухорий проводит две персональные выставки: “Традиции и современность” в Музее искусств имени К. Бехзода в Бухаре и одноимённую выставку в Музее прикладного искусства в Ташкенте. Возвратившись в город своего детства, работает по возрождению голубой керамики Бухары. Имя молодого мастера обретает известность, он же, продолжая считать себя вечным учеником, продолжает постигать премудрости росписи, рецептов глазури и таинств обжига, и каждую работу, начиная от эскиза и до минуты, когда она выходит из остывающей печи для обжига, Бухорий вынашивает, как дитя.
Опыт археологических экспедиций научил его искусству реставрации и реконструкции раритетной керамики, а занятия рисунком придали руке точность и выразительность линий в эскизах. Он их делал десятками, то копируя узоры старинной росписи, то реконструируя композиции по сохранившимся осколкам. Нередко возникали собственные композиции, в которых традиции и современность соединялись в едином узоре, переплетённые мудростью старинных благопожеланий и изречений или любимых начертаний из букв арабского алфавита лям и алиф — символов мужского и женского начал, основы жизни.
Каллиграфически выписанные на керамических блюдах, изречения составляют настоящий сборник жемчужин восточной мудрости, страницы которого искусно сделаны из глины. Вот лишь некоторые из любимых мастером афоризмов, изящно выписанные на его работах: «Верна обдуманность в речах»; «Изречения и высказывания, сделанные на основе размышления, еще прекрасней»;
«Щедрость — качество райских людей»; «Милосердие вначале горькое, как перец, потом же — слаще мёда»; «Подготовка к делу избавит тебя от раскаяния».
Любовь, семья, дети — наряду с работой, они из главных смыслов жизни мастера. Недаром на его керамике чаще всего встречается вдохновенно выведенное слово «Ишк – Любовь». В 2006 году он создал свой очаг, обретя в жене Дильнозе , талантливом дизайнере, соратницу и музу. Первеница Мумтозбахор и сынишка Мухаммадамин радуют родителей способностями к музыке и рисованию, и, конечно же, интересом к творчеству отца.
— Передать своё дело детям и ученикам – не это ли цель жизни любого мастера? — сказал Усто Бухорий. — Мне вспомнилась небольшая восточная притча.
Как-то один Усто сказал своему ученику:
— В гончарном деле ты достиг совершенства. Открывай свою мастерскую и набирай учеников.
Ученик уехал в родной город, открыл гончарную мастерскую и начал работать. Некоторое время спустя, он вернулся к своему Учителю и сокрушённо признался:
— Усто, у меня ничего не получается!
Мастер его успокоил:
— Начни работу при мне. Я посмотрю, в чём твоя ошибка.
Ученик замесил и тщательно вымешал глину, вылепил кувшин, просушил его и покрыл специальным светлым составом (ангоб), провёл первый обжиг. Потом расписал своё изделие, покрыл другим составом — для глазури и снова поставил в печь на обжиг. Получился красивый кувшин… Но чего-то в нём не хватало…
— Знаешь, в чём твоя ошибка ? После первого обжига, вынув кувшин из печи, ты забыл три раза сдуть с него пыль и протереть рукавицей, — сказал старый Усто.
В любой профессии нужны уважение и любовь к своему делу, терпение и трудолюбие. Керамистом без всех этих качеств не станешь. Пока идёт работа — ни сна, ни отдыха телу и душе. Усто Бухорий удивляет коллег и ценителей искусств всё новыми и новыми работами, с успехом представляя их в столице республики на выставках «Легенды Узбекской Керамики» (2014), “Хранители Керамики Узбекистана” (2015 и 2016), “Голубая Керамика Бухары” (2016). С не меньшим успехом прошла в апреле-мае 2017 года и выставка «Отражение» в выставочном зале Французского альянса, показав многоцветный спектр поисков, размышлений и внутренних состояний художника-керамиста Бухорий, который руководствуется в жизни высказыванием поэта-суфия Джалал ад-Дина Мухаммада Руми: «Смысл жизни — в любви».
О своих работах, представленных на выставке «Отражение», Абдулвахид Бухорий рассказывает в видеоинтервью для портала «Новости Узбекистана».
Многие из работ после выставки нашли достойное место в личных коллекциях поклонников узбекской керамики.
Тамара Санаева.
Видео автора, фото предоставлены А. Бухорий