Как и прочие еврейские праздники, Шавуот заставляет еще раз вспомнить историю, те уроки, которые она преподносит и выводы, которые из них следует делать.
Вопреки представлениям некоторых или даже многих малосведущих евреем быть нелегко. Но это не оправдывает тех, кто ради лучшей бытовой доли отказывался от своей национальной принадлежности или скрывал ее.
Евреем стать еще труднее, но при большом желании можно. И так было всегда – со времен моавитянки Рут, основательницы рода царя Давида, сыгравшего значительную роль в судьбе еврейского народа.
Рут, жена еврея, приобщилась к идеям иудаизма, прониклась глубоким уважением к тем заповедям и законам, которые диктуют образ жизни и мировоззрения евреям, к учению, данному им в Книге жизни – Торе.
Почему именно в праздник Шавуот (между прочим, в переводе это означает недели, аналогичное название – седьмицы, или Пятидесятница, есть в православии, по-гречески — пентекост) мы говорим об истории Рут? Потому, что она олицетворяет духовное принятие постулатов Торы, которые на горе Синай принял к вечному исполнению народ.
Шавуот празднуется два дня, что подчеркивает значимость этого праздника. Этот праздник напрямую связан с Песахом. На второй день Песаха евреи приносили в Храм меру ячменя, чтобы совершить церемонию, прославляющую пробуждение земли, благодарить ее за плодородие. Так начинался период жатвы этого раннего злака. Пшеница же созревает примерно на семь недель (или пятьдесят дней) позже. Поэтому и отсчитывают семь недель от Песаха до начала летнего праздника – Шавуот – праздника первых плодов своего труда. Опять шли в Иерусалим процессии радостных людей в белых одеждах, благодарных Всевышнему за новый урожай, новую жизнь, новую радость.
Но, в первую очередь, еврейский народ чтит этот праздник не только как земледельческий, а, в первую очередь, как праздник Дарования Торы. Сам «процесс дарования» проходил весьма демократично: ведь Создатель предлагал Тору разным народам, но ее строгие моральные и нравственные правила и установки всех чем-нибудь, да не устраивали. И только сыны Израилевы охотно согласились жить по этим заветам.
В Торе нет прямого намека на великую связь между получением Книги и праздником первых плодов, но не случайно именно этот день признан днем ее дарования, ибо предки наши, выслушав из уст Моисея содержание предложенного им союза с Творцом, радостно, сознательно воскликнули: «Мы будем творить, делать и слушаться!»
Именно этот праздник, олицетворяющий страду и естественный труд солнечных дней между Песахом и Шавуот, именно он достоин того, чтобы нести радость получения духовных заветов.
Конечно, современность вносит определенные коррективы в проведение праздничных церемоний, но суть традиции остается. Положено, чтобы дети, одетые в белое, с песнями и танцами несли дары первого урожая. В кибуцах – сельскохозяйственных коммунах — устраиваются шествия и торжества. Синагоги и дома украшаются зеленью и цветами. На окна наклеивают бумажные аппликации. Это связано с тем, что согласно легенде гора Синай покрылась зеленью, травой и цветами, когда в бликах пламени явился Всевышний, чтобы передать Моисею Тору.
И пусть мы с высоты сегодняшнего дня несколько снисходительно поглядываем на тех, кто самым серьезным образом соблюдает все традиции, мы понимаем, что такие светлые духовные праздники очищают душу и дают надежду.
НИНА ШПОЛЯНСКАЯ