back to top
13.6 C
Узбекистан
Воскресенье, 8 сентября, 2024

Четвертая весна «Тошкент баҳори»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,750ПодписчикиПодписаться
Четвертая весна «Тошкент баҳори»

В Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои проходит Четвертый международный фестиваль оперного и балетного искусства «Тошкент баҳори 2017».

Поначалу международные оперные фестивали, организованные в ГАБТе имени А.Навои, посвящались творчеству итальянских композиторов. Так, например, в 2008 году в Ташкенте был проведён Первый международный фестиваль, посвященный 150-летию Дж. Пуччини. Инициатором его проведения был директор театра Бахтияр Якубов, сам в недалёком прошлом оперный певец. Помню, как много было положено дирекцией сил для решения организационных вопросов и встречи гостей, проведения репетиций, работы с прессой… Помню и чуткую тишину, царившую во время звучания бельканто итальянских солистов, гром оваций и восторги публики, цветы, вышитые бухарскими мастерицами чапаны на сияющих улыбками артистах! Минуло 9 лет после первого из таких фестиваля. В нём принимала участие лауреат международных конкурсов Омбретта Макки, оточившая в своё время божественное бельканто в оперной школе Болоньи.

Четвертая весна «Тошкент баҳори»

— Ташкентский фестиваль в 2008 году стало для меня незабываемым событием, — пишет нам итальянская прима. — И не только потому, что Первый фестиваль Пуччини позволил мне совершить путешествие и открыть для себя неизвестную и необыкновенную страну. В Узбекистане я могла следовать при общении с узбекскими коллегами своей страсти к русскому языку и продолжать работать с маэстро Эдди де Надаи, вместе с которым я и мой партнер из Италии Доменико Менини участвовали в фестивале. Мне было очень приятно петь в театре имени А. Навои, я нашла там много интересных коллег с потрясающими голосами! Особенно запомнился великий дух сотрудничества между оркестровыми музыкантами, дирижерами и певцами разных стран и великим во всех отношениях народом. Я бережно храню в сердце дни, проведённые на Первом ташкентском фестивале Пуччини. Всем коллегам, которые будут иметь возможность выступить на «Тошкент баҳори 2017», желаю больших успехов! Уверена, они получат наслаждение на сцене театра имени Навои и хороший опыт совместного творчества!

Омбретта Макки следит за публикациями об очередном фестивале в Ташкенте и вместе с другими оперными певцами удовлетворена, что праздники музыки, посвященные творчеству оперных композиторов стали традиционными и переросли в фестивали оперной, а затем и балетной классики под названием «Тошкент баҳори». Предыдущий, третий фестиваль, проходил в 2013 году во Дворце «Туркистон», собрав музыкантов из Беларуси, Италии, России, Украины. Спустя четыре года Ташкент вновь встречает солистов оперы и балета.

Первые шесть дней праздника высокого искусства были всецело посвящены прекрасному, но и сложнейшему из всех театральных жанров – опере, этому сплаву музыки, вокала, драматургии, театрального искусства, художественного творчества декораторов, сценографов, костюмеров.

Фестиваль стартовал 25 апреля оперой М. Бафоева «Небо моей любви», в которой выступили узбекистанские артисты. В последующие дни на сцене ГАБТа представили «Травиату» Дж.Верди, «Царскую невесту» Римского-Корсакова, «Богему» Дж.Пуччини. Вместе с артистами ГАБТа имени Навои в спектаклях солировали мастера бельканто из разных стран: Марика Мачитидзе из Грузии, Юрий Городецкий из Беларуси, россиянин Алексей Исаев, казахстанец Сундет Байгожин. Оркестром управляли не только узбекские дирижёры, но и талантливый молодой маэстро из России Денис Власенко.

Под занавес оперных спектаклей на фестивале дали «Трубадура» Дж. Верди.

Публика восторженно приняла постановку – аплодисменты и возгласы «Браво!» раздавались буквально после каждой арии и сцены знаменитого произведения итальянского композитора.

Замечу, в ГАБТе имени Навои поставлено шесть опер Дж. Верди, и все они осуществлены прославленным творческим тандемом лауреатов государственных премий — народным артистом Азербайджана и Узбекистана, оперным режиссером Фирудином Сафаровым и народной артисткой Узбекистана, первой женщиной-дирижёром на Востоке Дильбар Абдурахмановой. Истинные корифеи, они более четырёх десятилетий восхищают совместными постановками ценителей искусства – около сорока оперных спектаклей в творческом багаже ветеранов театра.

Одна из самых популярных в мире опер, пережившая на своём веку более двух тысяч постановок, «Трубадур» всегда привлекал театральных деятелей возможностью проявить режиссерское и исполнительское мастерство. Это сочинение Верди отличает не только упоительная музыка: либретто оперы, основанное на реальных событиях, и обилие массовых сцен позволяют представить масштабное драматическое действие, в котором кипят и сталкиваются настоящие страсти, некогда бушевавшие в жизни и способные повториться в разных версиях вновь и вновь.

В этом произведении могут блеснуть талантами и авторы спектакля, и солисты, и хор, потому в Ташкенте оно ставилась не раз — предшествующая премьера состоялась в 1992 году, постановщиком также был Ф.Сафаров. Спустя 10 лет он решил расцветить оперный спектакль новыми красками. «Трубадур» был несколько «осовременен», драматургия образов заострена и сцены спектакля представлены еще масштабнее. Хор цыган и отряда воинов Феррандо, героическая кабалетта трубадура Манрико, страстные арии Манрико и Леоноры, драматический накал арий ди Луны и Азучены – всё это делает оперу зрелищной и приносит зрителям наслаждение оперным искусством.

Два года работали постановщик и дирижёр над новой постановкой «Трубадура». Интересно, что замысел своей оперы Верди тоже вынашивал два года, но музыку к ней, потрясенный кончиной Каммарано (автора либретто) написал всего за 29 дней, и музыка эта оказалась не менее гениальной, чем другие произведения композитора.
Декорации и костюмы, выполненные талантливым театральным художником Давроном Раджабовым на контрастах черного, красного, серого и голубого цветов, несомненно, привнесли в спектакль цветовую символику и приметы нового века. Они смотрятся авангардно и воспринимаются так же образно и ярко, как в день премьеры в 2012 году.

Каждый певец мечтает петь в «Трубадуре» — в богатых по своему содержанию партиях способны показать вокальное мастерство и актёрский темперамент и сопрано, и тенора, и меццо-сопрано, и баритоны, что и доказала постановка Фирудина Сафарова.

Впервые весь спектакль режиссёр увидел из зала – обычно большую часть времени он проводил в кулисах, управляя выведенной на сцену оперной труппой в полом её составе. В антракте удалось побеседовать с ним о концепции этого успешного оперного спектакля Режиссёр подчеркнул, что ему хотелось прежде всего показать, что в единоборстве ненависти и мести не может быть победителей.
— Верди в своем «Трубадуре», — говорит Сафаров, — предупреждал нас об опасностях, которые таятся в жажде отмщения. И мне надо было так построить действие, чтобы зритель ясно увидел, стоит ли вставать на этот путь, и к чему он может привести. Надеюсь, зрители серьезно задумаются над этим вопросом. Насилие рождает насилие. Надо избегать жажды мести. В спектакле я решил не усилить, а приглушить эту тему, показав, прежде всего, любовь. Именно любовью пронизана вся опера. Все мизансцены мы выстроили в таком ключе, чтобы донести до зрителей главное — насилие нам чуждо.

Любовь и месть – две темы, которые противостоят друг другу в спектакле и служат стержнем всего действия, основанного на событиях, которые, казалось бы, далеки от нас — они произошли в XV веке в Испании. Отчего же с таким вниманием воспринимает публика историю из глубокого прошлого, похожую, скорее, на легенду? Тема мести оказалась в наши дни более чем актуальной. Современный мир словно забыл об исторических уроках — в этом нас убеждают трагические события, происходящие в самых разных уголках земли. Братоубийственный войны, терроризм… Разве место им в цивилизованном мире?

Произведение драматично, над героями словно нависла власть бесстрастного рока, и бесплодными остаются их усилия достичь желаемой цели. Не только мелодии привлекают в опере, но и яркость сценических ситуаций, кипение страстей и подлинная жизненная правда, встающая над романтической драмой с поединками, тайнами, интригами и кровавой развязкой. Чувства, переживаемые героями на сцене, полагают авторы оперы и постановки, должны подвести зрителя к размышлениям о бесплодности и бесчеловечности насилия, великой силе любви.

Завершилась оперная часть «Тошкент баҳори 2017» яркой концертом народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова с участием мастеров бельканто из разных стран. Это был прекрасный и красочный праздник молодых талантов, и гости фестиваля, порадовав зрителей своим искусством, не остались на нём без подарков!

Под сводами театра оперы и балета прозвучали арии из опер известных европейских композиторов, итальянские песни и чарующий вальс Сулеймана Юдакова, исполненный участниками концерта на узбекском языке. С особой теплотой приветствовали зрители своего любимца Рамиза Усманова, солистов Юрия Городецкого из Беларуси, Сундета Байгожина из Казахстана, заслуженную артистку Азербайджана Афаг Аббасову.

Артисты оркестра весь вечер были на сцене, расширенной по случаю концерта, за пульт попеременно вставали узбекский дирижёр Бобомурад Худайкулов и маэстро из России Денис Власенко. Продолжат программу фестиваля вечера балета.

Тамара Санаева
Фото и видео автора

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Как говорят итальянцы и, собственно, сам Джакомо Пуччини, "splendido!" (великолепно).
    Отличный и интересный материал, спасибо вам, Тамара Ягмуровна, за него.
    Можно читать бесконечно и, просматривая видео, прикоснуться к творчеству таких талантливых исполнителей.

  2. Спасибо, Сергей, очень хотелось подарить читателям возможность послушать выступления солистов — они того заслуживают. Качество звука хорошее, изображение не всегда мне удается, но это дело техники, буду совершенствоваться, насколько смогу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сухопутные страны, не имеющие выхода к морю, провели форум на тему продовольственной безопасности в Ташкенте

5-6 сентября 2024 года в Ташкенте состоялся международный форум на тему «Цели продовольственной безопасности и устойчивого развития развивающихся стран,...

Больше похожих статей