Во Дворце международных форумов «Узбекистан» 13 апреля впервые выступил Симфонический оркестр Мариинского театра (Россия) с участием узбекского пианиста Бехзода Абдураимова.
Самолёт с прославленным коллективом старейшего в России театра оперы и балета приземлился в аэропорту столицы Республики Узбекистан около 16 часов по местному времени. Музыканты с кофрами в руках первым делом отправились во Дворец форумов. Здесь их ждали представители Объединения оркестров Узбекистана – накануне на сцену был доставлен из консерватории рояль, инструменты и пюпитры, которые могут понадобиться гостям из Санкт-Петербурга. Была разгружена и огромная фура, прибывшая из России с декорациями и всем необходимым для турне оборудованием, включая специальное напольное покрытие для балетных выступлений. Гостей из Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, бессменным художественным руководителем-директором, возглавляющим оркестр, оперную и балетную труппы, встречали как самых дорогих и долгожданных. Вот только небо над городом напоминало, скорее, петербургское, нежели солнечное ташкентское.
Пока шли приготовления к концерту и небольшая акустическая репетиция оркестра, в конференц-зале дворца «Узбекистан» состоялась встреча Валерия Гергиева и Министра культуры Республики Узбекистан М. М. Муратова с журналистами.
— Я очень рад, что мы в Ташкенте, — сказал маэстро. – Это мой второй приезд, впервые я ступил на узбекскую землю в далёком 1988 году – тогда удалось провести в ташкентском аэропорту два часа, мы летели в Индию с коллективом Мариинского театра. Тем не менее, впечатления остались яркие, хотя я не видел города. Сегодня проехал по изумительно чистому, красивому, огромному столичному городу. Я благодарю всех, кто сделал наш визит возможным.
Гастрольный тур осуществлён по инициативе руководства республики и при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан, Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Валерий Абисалович признался, что к выступлению в Ташкенте коллектив подготовился в течение месяца – это очень небольшой срок для проекта, в котором кроме концертного выступления оркестра предусмотрен вечер балета.
Впервые очень и очень многим ташкентцам посчастливилось услышать классику в великолепном оркестровом исполнении и понять, как может звучать симфоническая музыка без карнай-сурнайного грома духовых, без погрешностей, с тончайшей нюансировкой и тишайшими пассажами. Зал замирал — такая тишина дорогого стоит.
В первом отделении концертной программы прозвучали произведения, знакомые многим ценителям искусств: Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси, Сюита из музыки к балету «Жар-птица», написанная Игорем Стравинским в 1919 году. И потрясший публику Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева —
истинное откровение современной музыки. Мастерство пианиста Бехзода Абдураимова, проявленное при исполнении этого сочинения — высшая степень виртуозности и выраженной в музыке «сердечной смуты» человека нового времени — с его скоростями и стремительной сменой событий, яркими интеллектуальными и эмоциональными взлётами и падениями.
Во втором отделении была исполнена Симфония № 5 Петра Ильича Чайковского. Тема рока, звучащая в первых же тактах музыки, вызывает душевное волнение — трудно сдержать слёзы… Сам Чайковский после создания этого произведения не был удовлетворён им, что совершенно несправедливо. Он. конечно, гений и мог требовать от себя большего. Оценка симфонии современниками была разноречивой. Но, например, композитор Танеев считал Пятую симфонию лучшим сочинением Чайковского. Она начинается, как писал Чайковский в своих черновиках, с полнейшего преклонения перед судьбой — «… перед неисповедимым предначертанием. Сомнения, жалобы, упреки…» Вслушиваясь в музыку оркестра, слушатель замечает, как трагическая тема рока сменяется лирикой, но, возвращаясь вновь и вновь, обретает волю и мужество противостоять силам судьбы. В финальном вихревом «тутти» звучит торжество победы. Композитор вплетает в сочинение загадку, оставив вопрос открытым: какие силы победили — рок или свет? Эти чувства будут волновать не одно поколение, возвращая людей к размышлениям о высокой музыке, земной и духовной жизни, добре и зле.
На следующий день после концерта симфонической музыки в ГАБТе имени Алишера Навои, 14 апреля, в одноактном балете «Кармен-сюита» Жоржа Бизе — Родиона Щедрина выступит блистательная мировая прима, народная артистка России Диана Вешнёва, а солисты балета покажут сцены и хореографические номера из спектаклей «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Анна Каренина», «Шехерезада».
Зарождение идеи концерта и первое приглашение на него знаменитого оркестра можно отнести к 3 декабря 2016 года. В тот день Валерий Гергиев из телефонного разговора со своим молодым другом Бехзодом Абдураимовым узнал о триумфальном выступлении пианиста на сцене Дворца «Узбекистан» с Первым концертом Чайковского в сопровождении Национального оркестра Узбекистана под управлением Азиза Шохакимова. Два молодых узбекистанских музыканта в тот день восхитили публику мастерством и трактовкой произведения великого русского композитора. Бехзод высказал маэстро Гергиеву пожелание сыграть в этом же зале вместе с его оркестром. Предложение пианиста-виртуоза — с ним знаменитый российский дирижёр неоднократно выступал на разных концертных площадках мира — Валерия Абисаловича привлекло.
Дальнейшая судьба этого проекта была счастливой – он нашёл всемерную поддержку на самом высоком уровне, и ташкентцы увидели один из лучших оркестров мира вместе с его легендарным дирижёром Валерием Гергиевым в столичном дворце «Узбекистан». С прославленными музыкантами, как и было задумано, выступил пианист Бехзод Абдураимов, исполнив Концерт №3 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева.
После исполнения музыки Прокофьева обратилась с вопросом к дирижеру Национального симфонического оркестра Узбекистана Алибеку Кабдурахманову:
— Как вам концерт?
— Приду домой и повешусь, — грустно пошутил он. — После такого исполнения мне жить незачем — оно несоизмеримо выше наших возможностей.
— Почему? — спросила я.
— Об этом стоит поговорить отдельно, — серьезно произнёс молодой дирижёр. — Через несколько дней я дирижирую этот же, Третий концерт Прокофьева. С Национальным симфоническим оркестром Узбекистана в Большом зале консерватории выступит пианистка Ирэна Гульзарова. Приходите послушать.
Немая сцена.
Лишь после клика на видеозапись вы, дорогой читатель, сможете понять, что потрясло дирижёра Алибека Кабдурахманова. И меня. И весь зал.
Тамара Санаева
Фото автора