Юрист Народной приемной Президента Республики Узбекистан Самаркандской области Шоира Султанова отказала в приеме жалоб от двух граждан Самаркандского района. Она потребовала, чтобы они обратились в приемную своего района, т.е. по месту жительства.
В самом начале, когда узнал о создании районных, городских и областных народных приемных, был сильно удивлен. «Раз приемные являются подотчетными Аппарату Президента, тогда их районные и городские подразделения напрямую могут отправить документы, туда куда надо. Зачем нужна областная приемная? Чем она будет заниматься?», – говорил я тогда про себя.
К сожалению, мои опасения оправдались. 7 апреля жители Самаркандского района Рустам Ганиев и Рахим Каримов обратились письменно в областную Народную приемную с жалобой на решение Самаркандского областного суда по гражданским делам. Ознакомившись с документами, юрист приемной Шоиста Султанова велела им обратиться в Народную приемную Самаркандского района. «Она нам сказала: идите вы в свой район, там есть тоже Народная приемная, туда же сдавайте свои заявления», – говорит Р.Ганиев.
Узнав об этом случае, решил найти ответ на свой вопрос касательно задачи и функции областной приемной. Здесь встретился с Ш.Султановой. На мой вопрос, почему она не приняла заявление Ганиева и Каримова из Самаркандского района, ответила, что им надо было обратиться сначала в народную приемную по месту своего жительства. «Но они жаловались на решение областного суда по гражданским делам, а у вас как раз областная организация», – сказал я. На это юрист ответила, что недовольные на решение областного суда должны обратиться в вышестоящую инстанцию, т.е. в Верховный суд. «Если бы Ганиев и Каримов подали бы свое заявление в Народную приемную района, тогда им объяснили бы это», – добавила она.
«О том, что им надо обратиться в вышестоящую организацию они и сами знают, но они, выбирая Народную приемную Президента, были уверены, что им окажут реальную помощь». Это мое обращение осталось без ответа. Решил поговорить с заведующим Народной приемной Шухратом Узаковым.
Выслушав меня, он спокойно сказал: «В чем вопрос? Пусть придут, мы примем их документы». На мой вопрос, почему ее сотрудница отказала в приеме заявлений, еще раз повторил: «пусть придут, примем».
На просьбу ознакомить со статусом областной приемной Шухрат Шарапович реагировал так: «Сегодня у меня было много журналистов из газет и телевидения. Я всем рассказал о том, чем мы занимаемся, в чем заключается функция Народной приемной областного уровня. Если вы с сайта, приходите в другой раз, на ваши вопросы ответит наш пресс-секретарь».
Не получив разумного ответа у новоиспеченных чиновников, был вынужден еще раз внимательно прочитать официальный документ – Указ Президента Шавката Мирзиёева от 28 декабря 2016 года «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц».
Согласно данному документу одной из основных задач Народных приемных является «организация прямого диалога с населением, обеспечение функционирования качественно новой и эффективной системы работы с обращениями физических и юридических лиц, направленной на полноценную защиту их прав, свобод и законных интересов». Вместе с тем, согласно Указу, Народные приемные должны создать условия для безусловной реализации конституционных прав граждан на обращение к Президенту Республики Узбекистан и разным вышестоящим организациям.
Спросил мнение знакомого юриста о заведующем областной Народной приемной. «Ш.Узаков по многим параметрам является самым подходящим кандидатом на этот пост, – сказал собеседник. – Он долгое время работал на должности заместителя генерального прокурора — военного прокурора Узбекистана. А в августе 2016 года был назначен Начальником Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Узбекистана».
Остается только верить, что Народные приемные находят для себя таких сотрудников, которые своим добросовестным трудом заслуживают и доверие Президента, и – простых людей. Пусть они, выполняя возложенные на них обязательства, помнят, что Народные приемные созданы в целях практического утверждения в деятельности государственных органов всех уровней принципа «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», а также внедрения качественно новой системы работы с обращениями физических и юридических лиц.
Т. РАХМАТУЛЛАЕВ
Уважаемый автор Т. Рахматуллаев, а в курсе ли Вы, что никто не имеет права вмешиваться в рассмотрение гражданских дел в судах, даже Народная приемная и даже высшее должностное лицо — Президент, иначе будет нарушена Конституция, Вы ведь уважаете Основной закон. Такое же положение прямо прописано в Типовом положении О народных приемных, что они не рассматривают подобные обращения по существу. А мнение Вашего друга — осведомленного юриста, он не имеет вообще давать оценку деятельности каких-либо сотрудников и вводить людей в заблуждение, если Вы сами не придумали данный персонаж, что означало бы Вашу предвзятость и циничность.
В моем материале речь идет не о вмешательстве в рассмотрении гражданских дел Народных приемных. Главный вопрос: почему в Народной приемной отказали в приеме жалоб? Почему нельзя было обратившимся тут же объяснить их права и обязанности?
to Акмал: Президент — гарант Конституции. И если судебные органы НАРУШАЮТ конституционные права граждан, а такое, к сожалению, случается нередко, то обращение в Народную приёмную вполне обоснованно.