back to top
7.2 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

«Я уважал и почитал народ…»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
«Я уважал и почитал народ…»

В 2007 году у нас в стране был издан капитальный труд французского писателя и историка Марселя Бриона под названием «Я – Темур, властитель Вселенной», по праву считающийся одним из лучших исторических исследований, вышедших в Западной Европе в последние годы. Автор изучил множество исторической литературы об Амире Темуре, читал в оригинале арабские источники и в переводах – труды, изданные на фарси. Монография Бриона стоит в ряду наиболее авторитетных современных работ о великом Сахибкиране и его эпохе.

«…Темур, сын Тарагая, был сыном одного из небогатых землевладельцев города Кеш, расположенного к юго-востоку от Самарканда, и его с детства одолевала жажда к овладению духовными и светскими науками. Но не в меньшей степени его влекло и поле битвы. С непоколебимым мужеством и стойкостью Темур вступал в свои многочисленные сражения…»
(М. Брион)

Когда в середине XIV века Амир Темур появился на политической арене, на территории Центральной Азии господствовали ханы Чагатайского улуса и население десятилетиями страдало от монгольского гнета. Регион был раздроблен на бекства и вилояты, между которыми постоянно происходили раздоры и войны. Обладая талантом организатора и руководителя, Темур осознавал необходимость освобождения края от иноземного гнета, объединения вилоятов в единое централизованное государство. Он организовал и возглавил движение по освобождению края от монгольского порабощения. Выступая за объединение раздробленных на бекства вилоятов в централизованное государство, он добился признания его мощи сопредельными странами, восстановил и расширил торгово-экономические и политические отношения со многими странами Запада и Востока. Объединение громадных территорий с различным уровнем культуры в единое централизованное государство создало условия для бурного развития культуры, которое западные ученые называют «Темуридским Ренессансом».
Правление Амира Темура длилось 35 лет. Он создал государство, простиравшееся от Инда и Ганга до Сырдарьи и Заравшана, от Тянь-Шаня до Босфора. Большую часть жизни полководец провел в военных походах, объединив и подчинив себе земли между Сырдарьей и Амударьей. В состав государства Амира Темура, кроме Мавераннахра и Хорезма, входили также Фергана, Шаш, области вокруг Закаспия, Афганистан, Турция, Индия, Иран, Ирак, южные области России, Закавказье и ряд стран Западной Азии. Всего Темур смог объединить 27 государств и областей.

Поставив целью создание мощной империи, Амир Темур уделял большое значение внешней политике, чему способствовал его дипломатический талант, благодаря которому были установлены прочные дипломатические отношения со многими странами. В этот период развивается внешняя торговля, налаживаются торгово-экономические отношения с Китаем, Индией, Русью, Испанией, Францией, Англией, Византией и другими государствами. Чеканятся серебряные монеты с именем Темура, что также говорит о высоком развитии торговых отношений. Особый подъем переживают ремесленное производство и торговля, центрами которых стали Самарканд, Бухара, Ташкент, Термез, Кеш, Карши и другие города. При Амире Темуре происходит возрождение материальной и духовной культуры. Развернулось большое градостроительство, к которому привлекались лучшие зодчие из стран Азии и других регионов.

Внешняя политика Темура была настолько мудрой и гибкой, что в ней трудно выделить основную линию. Его аналитический ум позволял выйти наилучшим образом из самых критических ситуаций и даже извлечь из этого определенную выгоду. Умело организованное политическое управление при АмиреТемуре обусловило мощный подъем культуры, развитие духовности и рост благосостояния народа.

«…Доблестный воин, обладавший выдающимися качествами как солдата, так и полководца, он бился в сражениях до последнего, так и не позволив ни одному из своих врагов одержать над ним победу. Тем не менее, в разгаре самых яростных сражений он всегда стремился к тому, чтобы дым, скорбь и беды, порождаемые войнами, обходили стороной ученых, мудрецов, литераторов и поэтов, искусных мастеров, которым он всегда и не колеблясь был готов оказывать любую поддержку и помощь…»
(М. Брион)

В своей государственной деятельности Амир Темур опирался на три положения: твердость веры, правосудие и сильную власть, основой которой был принцип: сила – в справедливости. В «Уложении» Темура можно прочесть следующее: «…в управлении страной руководствуйся советами, будь предусмотрительным, с тем, чтобы в результате не сокрушаться и не досадовать… Все дела осуществляются благодаря твердости, терпению, здоровью, бдительности, осторожности и упорству».

«Уложение» Темура является своего рода Конституцией, в которой изложен процесс управления государством и все связанные с ним аспекты. Оно было составлено им на основе различных жизненных ситуаций, их глубокого осмысления. Непосредственным толчком к созданию «Уложения» было стремление обобщить собственный опыт государственной деятельности, сформулировать правила, которыми он руководствовался в своей жизни и которые рекомендовал соблюдать своим потомкам. Темур писал: «Пусть эти правила послужат им руководством, как в их поведении, так и в управлении государством, дабы они могли сохранить то государство, которое я им оставляю».

В «Уложении» обосновывается необходимость опоры на различные слои общества, советов с мудрыми, соблюдения законов и справедливости, уважительного отношения к офицерам и солдатам. Большое внимание уделяется главным опорам государства – чиновникам и военачальникам. Важнейшей составной частью системы управления государством являлась армия, укреплению и совершенствованию которой Амир Темур придавал исключительное значение. В «Уложении» определены права и обязанности всех, начиная от государя и кончая простым воином. Видимо, поэтому армия Темура была самой крупной и мощной армией средневековья как в организационном, так и в тактическом отношении.

Закон, сказано в «Уложении», один для всех – как для визиря и для эмира, так и для простых подданных. Подчеркивалась важность наказания всех, кто нарушает законы, злоупотребляет властью, не выполняет свои обязанности. Особенно был строг Темур к блюстителям правопорядка, государственным служащим: «…власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Вот почему я основал здание моего величия на исламе, с прибавлением к нему правил и законов, которые я точно соблюдал на протяжении моего царствования».

«…С глубоким уважением к знанию он вел беседы и диспуты с учеными, богословами, литераторами и другими деятелями науки и искусства. Амир Темур был убежден: для людей ученых, опирающихся на науку, высшей ценностью является человеческая личность, тогда как для невежд самым главным богатством являются материальные блага. С юных лет он задумывался о том, как приумножить свои знания и состояние и потому большую часть своего досуга посвящал беседам и дискуссиям с учеными, знатоками шариата и деятелями духовенства…»
(М. Брион)

Можно уверенно утверждать, что Амир Темур,будучи мудрым государственным деятелем, глубоко осознавал значение науки и культуры в процветании страны. Об этом свидетельствует то, чтоон старался привлечь под свое покровительство лучших специалистов: ремесленников, художников, архитекторов, ученых.В Самаркандев тот период был собран весь цвет тогдашней науки, культуры и литературы. Историк Ибн Арабшах перечисляет имена более 80 ученых по различным отраслям науки, оговариваясь при этом, что помнит не всех. Среди перечисленных – теологи и законоведы ал-Хорезми, ал-Жазори, философы ат-Тафтазони, Джурджани, знаменитые историки НизамиШами, Шарафиддин Али Язди, Гиёсиддин Али Язди, Абру, Самарканди, Мирхонд, медики Фаррух и Джалолиддин, музыковеды Чанги, Мираги, художники Пир Ахмад Багишамали, Абдулхай Багдади и многие другие деятели, которые опережали свое время и быливыдающимися среди своих современников.

Значительную концентрацию ученых и представителей культуры и искусства в столице Темуровского государстваподтверждает венгерский путешественник и востоковед Г. Вамбери: «Темур привлекал в свою столицу иностранных ученых и всех их очень щедро вознаграждал и поддерживал личным своим вниманием и покровительством. Некоторые из этих ученых во владениях Темура были гораздо более обеспечены, чем на своей родине. В блестящий период Темурова правления были основаны и богато одарены высшие школы (мадраса). Темур подавал пример: остальные члены фамилии, визиры и богачи соперничали между собою в устройстве и одарении школ, мечетей, читальных домов и лазаретов…»

Темур благосклонно относился к ученым и ценил в них, наравне с познаниями,честность и личные качества. Он часто сходил с трона, чтобы запросто беседовать с историками и философами и со всеми людьми, сведущими в науках, спорил по некоторым проблемам.Из книги М. Лянглэ«Жизнь Темура» можно узнать, чтовеликому властителю ненравилось, когда с ним безропотно соглашались.

Даже во время своих походов он находил время для бесед с учеными. Так, по свидетельству одного из историков, 7 ноября 1400 года, будучи в Сирии,Амир Темур пригласил к себе ученых города Халаф и долго беседовал с ними по вопросам мусульманского права. Беседой он остался доволен и дал поручение эмиру города создать благоприятные условия ученым для жизни и творческой, а также преподавательской деятельности.

Сам Сахибкиран пишет в своем «Уложении», что оказывал почтение потомкам пророка, ученым, богословам, философам и историкам:«Я уважал и почитал их. Я сходился с учеными и снискал расположение тех, у которых была благородная душа…».

Устройство государства Амира Темура, его мастерство полководца, военная стратегия на протяжении многих веков служили образцом для держав Востока и Запада. В его эпоху культура, наука, архитектура, изобразительное искусство, музыка, поэзия достигли необыкновенного расцвета, утвердились многие обычаи нашего народа. Благодаря всем этим факторам Темуридская цивилизация вошла в историю Востока как своего рода второй мусульманский Ренессанс.

Т. Солиходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан продвигает свой опыт гендерного равенства на форуме в Бангкоке

Делегация Узбекистана приняла участие на Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции по обзору «Пекин+30», состоявшейся 19-21 ноября в г. Бангкок (Таиланд). Страну...

Больше похожих статей