back to top
7.2 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Езда «с ветерком»?..

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Езда «с ветерком»?..

Известно: какое бы дорожно-транспортное происшествие ни произошло на дороге, оно случается не само по себе. У каждого есть свои причины, и причин этих много. Здесь и самочувствие водителя, и дорожные условия, и техническое состояние автомобиля, но самое главное – поведение участников движения, как водителей, так и пешеходов. К сожалению, к этому списку приходится добавить и факторы наиболее распространенные: управление транспортом в нетрезвом состоянии, превышение установленной скорости, неправильный обгон, нарушение правил проезда перекрестков, и, конечно же, нарушения правил движения пешеходами. Во всем этом и надо искать изначальную причину того, что ежегодно на дорогах Узбекистана работниками дорожной службы выявляется и пресекается более двух миллионов нарушений Правил дорожного движения.

Чтобы убедиться в этом, давайте разберем одно из недавних происшествий, случившихся в нашей столице. Началось оно вполне обыденно, и четверо веселых молодых людей – участников этого страшного ДТП – выезжая кататься, конечно, меньше всего помышляли о том, какая печальная участь их ждет.

Аскар М. с раннего детства мечтал о собственном автомобиле. И вот наконец с помощью родителей смог свою мечту осуществить: купил себе «Нексию». Правда, автомобиль был не новый, хоть и на ходу. Водительские права Аскар получил совсем недавно, и опыта в вождении автомобиля у него почти не было. Но какое это имеет значение – главное, вот она, давняя мечта – перед ним, сверкает белыми боками! А опыт вождения – ерунда, освоим по ходу дела. Да вот как раз и случай подвернулся: через несколько дней у друга-однокурсника свадьба, и сосед предлагает поехать вместе на его, Аскара, только приобретенной машине!

Друг, у которого была свадьба, жил на другом конце города. Новые гости прибыли в самый разгар веселья, и Аскара уговорили выпить «рюмашку» за жениха и невесту. Вначале он отказывался, но под конец, поддавшись уговорам друзей, согласился: возвращаться-то придется уже поздней ночью, да к тому же начинается дождь,– вряд ли есть опасность встретить на дороге подстерегающих «гаишников», то есть работников ДПС.

Свадьба закончилась далеко за полночь. Захмелевший Аскар вместе со своим соседом собрались домой. Но тут оказалось, что нужно подвезти еще двух девушек. Как отказать в такой просьбе? И веселая компания тронулась в путь. Чтобы развлечь девушек, Аскар решил проехаться с «ветерком» Послушный руль в руках, скорость, подвластная ему, восхищенные девичьи взгляды, – как давно он о этом мечтал!..

Упиваясь этими мыслями, Аскар не заметил впереди крутой поворот, – а когда разглядел его, было поздно. Тормоза уже не могли удержать мчавшийся на большой скорости автомобиль, – и «Нексия» на полном ходу врезалась в бетонную осветительную опору. Врач, подъехавшей вскоре машины «Скорой помощи», зафиксировал смерть водителя и одного из пассажиров. Двух других в тяжелом состоянии доставили в больницу.

Так кто же виноват в этой ночной трагедии? Алкоголь, выпитый Аскаром перед тем, как сесть за руль, и вызвавший резкое ухудшение реакции водителя? Превышение скорости? Плохое техническое состояние автомобиля, шины которого были изрядно изношены? А может, виной мокрая дорога или плохое освещение, при котором трудно было разглядеть приближающийся поворот?.. Любую из этих причин можно назвать главной, но изначальная, приведшая к несчастью, связана все-таки не с этими объективными факторами, а – с человеком. Совершив по собственной доброй воле ряд именно таких, а не других, поступков, Аскар тем самым решил судьбу четырех людей.

И еще один грустный фактор: Аскар оказался прав, предположив, что его никто не остановит в столь позднее время. Если бы оказались на его пути работники службы безопасности дорожного движения, «приключение с ветерком» закончилось бы выплатой штрафа или другим наказанием, предусмотренным законом. Рассчитывай на такую встречу горе-водитель, он наверняка отказался бы от алкоголя, не превысил бы допустимую скорость и пристегнулся бы ремнем безопасности, проследив, чтобы то же самое сделали пассажиры. К сожалению, поздний час ночи, когда случилось несчастье, сыграл роковую роль и в том, что с опозданием поступило сообщение в службу «Скорой помощи»: подоспей «Скорая» раньше, может быть, удалось бы спасти еще кого-нибудь…

Можно называть и другие причины, приведшие к трагедии. Избежать же ее было не так уж трудно: ведь на курсах автовождения и при вручении водительских прав в УБДД Аскара и других курсантов неоднократно предупреждали, что молодого водителя, да и не только молодого, в пути следования подстерегает множество, образно говоря, «опасных поворотов» и что первое условие вождения автомобиля в любой ситуации – предельная внимательность. А уж садиться за руль в нетрезвом состоянии– это, конечно же, совершенно исключено.

Сегодня по дорогам Узбекистана колесит более двух миллионов автомобилей и мотоциклов, три четверти из которых – транспорт индивидуального пользования, и цифра эта постоянно возрастает. Естественно, возникает мысль, что, и количество автоаварий может увеличиваться соразмерно. Но это не совсем так. Органы внутренних дел выясняют причины уже случившегося происшествия, но не всегда имеют возможность предотвратить подобные случаи. Это входит в компетенцию других ведомств, от которых зависит не только содержание дорог в хорошем состоянии и своевременный ремонт транспорта, но и укрепление дисциплины водителей. Однако, помимо официальных правил автовождения и сознания неотвратимости наказания, которое влекут за собой нарушения этих правил, каждому водителю в идеале должно быть присуще еще одно качество –внутренняя дисциплина. И это качество связано уже не столько с опасением наказания, сколько с самосознанием гражданина. Если же внутренней дисциплины у человека нет, то вряд ли здесь может что-либо кардинально исправить самый добросовестный инспектор ДПС: такие водители – главная угроза безопасному дорожному движению, изо дня в день они подвергают угрозе – ладно бы только себя, но и жизнь и здоровье других людей. Ежедневно в дежурных частях органов внутренних дел звонят телефоны и стучат телетайпы, передавая очередное тревожное сообщение с автомобильных дорог. Ежегодно страна несет большие потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями. Это и оплата больничных листов, и стоимость не произведенной за время лечения продукции, и ремонт поврежденных транспортных средств, и испорченные грузы…А кто сможет оценить безвременно оборвавшиеся жизни, страдания близких?..

Надо отметить, что по ряду объективных и субъективных причин в последние годы количество дорожно-транспортных происшествий заметно сократилось. И все же их уровень остается еще тревожно высоким. Почти в каждое второе ДТП попадают пешеходы, причем половина несчастных случаев происходит по их прямой вине. Тем не менее основная ответственность – почти в восьмидесяти случаях из ста, завершившихся авариями,– ложится на водителей, совершивших те или иные неправильные действия: от превышения установленной скорости (каждое десятое ДТП), до неправильного обгона (почти та же статистика). Ну и, конечно, огромная доля дорожно-транспортных происшествий (один случай из пятнадцати) происходит по причине управления транспортом в нетрезвом состоянии. Добавим, что из всех автоаварий, происшедших по вине водителей, три четверти совершается владельцами индивидуального транспорта.

Наибольшую тревогу вызывают происшествия, в которых страдают дети, попадая в автоаварии как пешеходы, велосипедисты или пассажиры. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма усугубляется тем, что дети в возрасте до 16 лет составляют без малого половину населения Узбекистана, т.е. более 10 миллионов человек. И чтобы не случилось беды, чтобы не испытывали они страха перед грохочущей лавиной транспорта, а спокойно и уверенно чувствовали себя на улицах, необходимо постоянное влияние и пример взрослых.

Наиболее характерные нарушения, из-за которых дети чаще всего попадают в дорожные происшествия,– переход улицы в неустановленных местах, внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта или деревьев, ходьба по проезжей части, переход улицы на запрещающий сигнал светофора. И это далеко не полный перечень причин, по которым дети могут попасть под колеса автомобилей. Потому хочется еще раз обратиться к родителям и взрослым: не подавайте детям дурного примера, будьте сами выдержанны и дисциплинированны, а если видите, что подростки нарушают правила поведения на дороге, – тактично подскажите им, как следует себя вести. В наших общих силах уверенными и правильными действиями помочь общему делу – повышению культуры поведения граждан и безопасности транспортного движения на дорогах страны.

У. Нуров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан продвигает свой опыт гендерного равенства на форуме в Бангкоке

Делегация Узбекистана приняла участие на Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции по обзору «Пекин+30», состоявшейся 19-21 ноября в г. Бангкок (Таиланд). Страну...

Больше похожих статей