Восьмое марта это самый цветочный праздник в году. В этот день (и накануне) мужчинам выпадает возможность не только в очередной раз доказать прекрасной половине людей, что сильная половина без прекрасной — только сильная, но едва ли прекрасная, но и продемонстрировать своё неисчерпаемое знание флористики и богатство фантазии. Сколько можно разных букетов придумать! Например, коллегам белые розы, родственницам — розовые, любимой — красные. Чтобы подарить цветы, их, как ни странно, необходимо купить. И — да: в очередной раз цветочные базары и магазины столицы Узбекистана полны покупателей. Прошлись по ним в канун праздника женщин и мы — наблюдатели. Не из праздного любопытства, — из насущной нужды: что происходит с рынком цветов в этот ответственный момент?
Мы прогулялись по нескольким базарам и посетили некое число магазинов и увидели (и услышали тоже) много интересных вещей. Одна из них, хоть и грустная: цветы в канун Восьмого марта и на сам праздник дорожают. Иногда очень сильно: вплоть до двукратного увеличения цены (не стоит слишком горевать по этому поводу, это не только наша беда: например, агентство «Интерфакс» недавно заявило о почти аналогичном повышении цен, в связи с праздником, на цветы и в России).
Причем на цветочных рынках цены взвинчиваются резче и сильнее, чем в цветочных салонах, а сама разница в ценах между специализированными цветочными магазинами и базарами очень невелика, и не имеет явных победителей и проигравших: где-то дешевле что-то одно, где-то — что-то другое. Из бесед с поставщиками и реализаторами мы узнали, что цены на некоторые виды цветов начинают интенсивно расти еще с начала февраля, достигая пика стоимости аккурат на Восьмое марта. Иные взлетают в цене примерно за неделю до праздника, некоторые — это редкость — своей стоимости не меняют. Нас также заверили, что на сам праздник цветы дорожать не будут, оставаясь на той ценовой планке, которую они взяли в предпраздничные дни.
Сам же рост цен, по словам продавцов, связан не столько с желанием получить как можно больше прибыли, сколько с практическими необходимостями: стоимостью рабочей силы, оперативностью доставки и т. д. Пик продаж происходит на 6-7-8 марта, и распределяется по этим дням примерно равномерно. Количественно. Но не качественно. Шестого и седьмого марта активнее всего покупают, в основном, недорогие весенние цветы, такие как: гиацинты, нарциссы, асльтромерии и гвоздики.
Аристократия цветочного мира — розы и тюльпаны — в предпраздничные дни тоже в почёте, но не настолько. Дело в том, что перед праздником принято поздравлять и одаривать цветами (и, конечно, драгоценным вниманием) женщин-коллег, учительниц, преподавателей в университетах и т. д.
Восьмого же поздравляют самых дорогих и близких: матерей, дочерей, любимых, сестер. Поэтому и цветы — самые дорогие. Именно на Восьмое марта приходится годовой пик продаж роз (особенно розовых, белых и красных) и тюльпанов ( белых, жёлтых, красных). А также модных редких и экзотических цветов: орхидей, необычайно модных в этом году, пионов, которые в тренде уже второй год подряд, и пионических (пионовидных) роз — совершенно новое явление из мира модных цветов, ставшее популярным менее полугода назад. Причем в общемировом масштабе. Благодаря Инстаграму и Фэйсбуку ташкентские любители прекрасного не отстают от мировой моды ни на шаг.
Цены на экзотические цветы иногда весьма высоки, к примеру, стоимость одной орхидеи составляет порядка ста тысяч сум. Для сравнения: стоимость одной розы колеблется от 10 до 45 тысяч сум, один тюльпан можно, в среднем, приобрести за 15 тысяч сум, если, конечно, не считать исключения из правил: элитные сортовые розовые французские тюльпаны могут стоить и 35 тысяч сум за штуку. Тюльпаны прекрасно смотрятся в букетах.
Кстати и о букетах: последние можно приобрести за сумму, составляющую, в среднем, от 50 тысяч сум и до 500. Это если полагаться на вкус флориста. Если же довериться собственным предпочтениям (между прочим, тех, кто так делает, благодаря влиянию социальных сетей становится всё больше: Инстаграм и Фейсбук вдохновляют примером и позволяют сравнивать), то цена благоухающего подарка зависит только от богатства: как кошелька, так и фантазии. Хотя стоит ли думать о таких мелочах, как крупные суммы, когда речь заходит о бесценном — радости виновниц торжества?
Ф. ТЫШКЕВИЧ
"думать о таких мелочах, как крупные суммы" — когнитивный диссонанс получается. А помимо цветов и игрушки дарят или поход в ресторан. Сумма кругленькая выходит!
Чего только не напишут — пионические розы — что это такое? Изобретение автора?