back to top
20.1 C
Узбекистан
Понедельник, 16 сентября, 2024

«Ностальгия» Рональда Кляйера

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,800ПодписчикиПодписаться
«Ностальгия» Рональда Кляйера

Продолжив традицию проектов на выставочной площадке театра «Ильхом», Рональд Кляйер 14 января представил здесь серию своих новых работ – «Nostalgiya 2017».

«Ностальгия» Рональда Кляйера

Имя художника, которого называют «узбекистанским голландцем», давно известно ценителям живописи: его выставки успешно проходили в Москве, Баку, Киеве, Алматы, ну а в Ташкенте Рональда любят как своего. Почти два десятка лет проживает он в столице Узбекистана, и вернисажи голландца неизменно привлекают внимание ценителей изобразительного искусства. Правда, образ жизни у художника не совсем оседлый, маршруты же его творческих поездок большей частью пролегают по дорогам Центральной Азии.

Впервые приехав в 1994 году в Узбекистан с сокурсником-ташкентцем, он, прежде всего, совершил классический для иностранцев вояж в древние Самарканд, Бухару и Хиву. Потом – в Кумсан, который впечатлил природными красотами и самобытностью.

«Ностальгия» Рональда Кляйера

Магия новой для него земли не отпускала молодого художника. Спустя три года, получив диплом Королевской Академии Изящных Искусств в Гааге и отвергнув перспективу размеренной работы и достатка на родине, он вновь устремляется в Среднюю Азию. Знакомится с Каракалпакстаном, проводит первую персональную выставку «Виды Арала» в столичном выставочном зале, и с той поры остаётся преданным покорившему его азийскому солнцу и свету, степям и пустыням, полям и просёлочным дорогам, улочкам узбекских кишлаков или городских кварталов и людям, живущим в них.

«Ностальгия» Рональда Кляйера

Внимательно вглядываясь в жизнь, Кляйер видит в привычном вечное, простыми средствами передавая философию истории и бытия. Реалистически прописывает неброские детали, передаёт вбираемый предметами свет, тёплую шероховатость стен, трещинки старых резных дверей, глубину тёмных вопрошающих глаз и опалённые солнцем лица стариков, женщин, детей — простых героев своих картин. Экспериментирует в сфере актуального искусства – его инсталляции посвящены древним городам или природным стихиям. Художник обзавёлся в Ташкенте семьей, домом, обучает искусству рисунка и живописи детей и взрослых. Словом, живет деятельно и творчески. Картины находят свое место в частных коллекциях в Голландии, Казахстане, других странах, некоторые из работ приобретены Галереей изобразительных искусств Узбекистана и музеем Востока в Москве.

Новая выставка Рональда Кляйера, как и предыдущая («Bu Hayot» — «Это жизнь»), проведенная в «Ильхоме» в январе 2015 года, отличается негромким ностальгическим настроением, которым пронизаны многие работы живописца. Певец дальних селений, на сей раз он обратился к теме города. Не шумных площадей, парков или проспектов, а молчаливых стен, окон, балконов, таящих свойственную его художественной манере недосказанность.

«Ностальгия» Рональда Кляйера

Кляйер ценит свободу и, предлагая нам, на первый взгляд, беспристрастно реалистичное городское пространство, сотканное из плоскостей, света и теней, оставляет зрителю перспективу примерить на себя роль прохожего — соучастника сюжета. Когда-то его дед строил в Голландии королевские балконы, и мальчиком он много времени проводил в дедовской мастерской. Не потому ли привлекли старые городские кварталы с их окнами и балконами? На картинах предстают малоэтажные дома, которые сегодня все более вытесняются стеклобетонными новостройками-высотками. Художнику удалось запечатлеть, возможно, последний период существования строений, обречённых на слом. Ностальгия чувствуется в самом существовании чудом выживших в эпоху глобальных перемен скромных домов, где до сих пор живут рабочие, учителя, инженеры.

«Ностальгия» Рональда Кляйера

Художник нередко бродил по Ташкенту, фотографируя что-либо, остановившее взгляд. Возможно, когда-нибудь появится в перечне его работ серия чиланзарских домов, украшенных мозаикой. Или иных, которые дороги среднему и старшему поколению. Проходя вдоль ряда картин городской серии, словно по городскому кварталу, невольно задаёшься вопросом, когда же столь близкое время нашей жизни и эти дома, выросшие на наших глазах, ушли в прошлое столетие? Да, на них печать иного времени, у них иное лицо, на стенах — тени других событий, тайн, переживаний, страстей, скрытых от внешнего взгляда.
Вспомнились строки из «Ностальгии по настоящему» Андрея Вознесенского: «… я ищу не подобья — подлинника, по нему грущу, настоящему…»

Все из пластика, даже рубища.
Надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка…
Да, останутся и кляйеровские улочки, переулки, дома, старики, идущие по махалле.

«Ностальгия» Рональда Кляйера

Когда-то Рональда не занимал мир современных городов. Потом пришло понимание, что для работы достаточно осмотреться вокруг – повсюду есть нечто интересное и близкое, что способно многое рассказать о прошлом и настоящем. Даже в городской стандартности есть индивидуальность, и прозаические спальные районы отличаются «лица необщим выражением» на фоне меняющегося города. В них можно увидеть тихое свечение, меняющееся в разное время дня, года. Типовые здания начинают говорить, в них и рядом с ними протекает чья-то жизнь. Жизнь, которую освещает и согревает не только солнце, но нечто внутреннее, о чём можно лишь догадываться. Одна и та же тема рождает в его воображении десятки вариаций, словно в документальном кино, где каждый кадр освещается мыслью и чувством автора. В каждом мазке, в фактуре холста чувствуется сдержанный характер мастера, его размышления и любовь к миру, в котором он повседневно живёт.

Рональд Кляйер не мыслит себя вне творчества, и живопись приносит ему наслаждение. Смешивать краски, ожидая приключений в новом сюжете – разве это не увлекательно? Это путь счастливых открытий, путь любви к делу, ставший судьбой. Для него картина – момент истины, фрагмент истории, передача энергетики мест, событий, людей. И память, которую он помогает сохранить.

Выставка продолжит работу в зале театра Марка Вайля «Ильхом» до начала февраля.

Тамара Санаева
Фото Нелче Кляйер
Автор афиши Дмитрий Лузанов

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень важный вопрос прозвучал в статье о выставке Рональда :"Когда же наша жизнь стала ностальгией?" Когда наши микрорайоны стали уплывающим прошлым? Для меня они Всё такие же новенькие,как и 25 лет назад,ведь Ташкент для тех кто разъехался по всему миру -это солнце, брызги фонтанов, горы, и выстроенный после землятрясения 1966г.город! Невероятная общность людей,то хлопок,то игры в ручейки на ПЛОЩАДИ!!!))) то субботник,то НОВРУЗ))) И только картины вдруг встряхивают тебя, заставляют приостановиться. Действительно, глядя на хрущевку залитую тем самым солнцем из нашей юности вдруг так ясно всплывают образы людей, забытые эпизоды из далека… уже прошлого века!!! Звучит музыка праздника и танцы, как было принято, и чиланзарские хрущевки вмещали всех!!! Эти Картины как -будто собрали всю эту ценность, которая чуть от нас не ускользнула…

  2. Рональд Кляйер, спасибо Вам! За Вашу НОСТАЛЬГИЮ…по старым улочкам, по людям, которые живут в своем мире … мире, исчезающем .
    И Вы сохраняете на своих полотнах не только "отрезок времени", но главное — чувство жизни с радостями и печалями.
    Надолго останется в памяти Ваша серия картин ДВЕРИ.
    Это как в сказке — еще немного и ты войдешь в иную реальность, за этой дверью отрывается волшебное пространство твоего детства, где все впереди, все возможно..
    большое Вам спасибо за Ваше творчество.

  3. Рональд, спасибо большое за Вашу НОСТАЛЬГИЮ.
    Кисть художника — это как волшебная палочка Мага — превращает обыденную жизнь, всем знакомую, в образ иной реальности….
    Вспоминаю Вашу серию картин ДВЕРИ… Кажется, что еще один шаг и ты войдешь в запредельный мир …Мир, который за этой дверью…. это мир добра , мир детства и радости…
    НОСТАЛЬГИЯ по людям, которые ушли из этой реальной жизни, но остались за этой дверью.
    Ваши картины — это срез времени, срез наших чувств, эмоций.
    Спасибо, что Вы сохранили это воспоминание ….

  4. Цитата: Каприелова Ирина Витальевна
    Очень важный вопрос прозвучал в статье о выставке Рональда :"Когда же наша жизнь стала ностальгией?"


    Да, Ирина Витальевна. Все течёт, всё изменяется, и в одну и ту же воду мы можем войти лишь в воспоминаниях и в искусстве. За что спасибо художникам, спасибо Рональду, который сохраняет ускользающую жизнь.

    Спасибо

  5. Спокойный свет картин Рональда Кляйера, их простые сюжеты — это тихое повествование о жизни, которая была, есть и будет… А прекрасная статья, написанная с таким теплом и любовью к творчеству художника, помогает глубже понять всю прелесть этих полотен. Спасибо!

  6. Да, Рональд Кляйер как всегда современен и бьет своим творчеством в самое сердце! Особенно его выставка актуальна сейчас, когда Ташкент, к которому мы привыкли, стремительно стирается и исчезает под слоем бежевой штукатурки, под пластиковой лепниной, под панцирем алюкобонда… Очень скоро Ташкент, который мы знаем останется только на его полотнах. Это неизбежно и грустно, но делает и без того талантливые картины Рогальда бесценными. Спасибо ему за это хранилище индивидуальности нашего города, которое он так кропотливо создает. Однажды мы поведем своих детей смотреть его картины, чтобы показать им Настоящий Ташкент.

  7. К счастью, художник не одинок в своей любви к старому Ташкенту, можно назвать еще несколько имён ташкентских живописцев. Каждый по-своему хорош, но у Рональда неповторимый почерк, своя философия и особый свет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Помогут ли холодильники сокращению бедности в Узбекистане

Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) провёл исследование по хранению и сокращению потерь плодоовощной продукции, сделав вывод, что увеличение...

Больше похожих статей