back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Оправдание Дракулы

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

II часть

«– Ничего не бывает убогим или безобразным само по себе. Нужна точка соотнесения. Чтобы девушка поняла, что она нищая уродина, ей надо открыть гламурный журнал, где ей предъявят супербогатую красавицу. Тогда ей будет с чем себя сравнить.
– А зачем это нужно девушке?
– Ну-ка, объясни сам, – сказал Иегова.
Я задумался.
– Это нужно… – и вдруг вампирическая логика правильного ответа стала мне очевидной, – это нужно, чтобы те, кого гламурные журналы превращают в нищих уродов, и дальше финансировали их из своих скудных средств!»
Виктор Пелевин, Empire V.

В отличие от вымышленного графа Дракулы графиня Эржебет Батори была реальной. И ужас, какой она наводила на всю округу, тоже был реальный. Её злодеяния не фантазия, не писательский вымысел, но неопровержимые, страшные улики – растерзанные девичьи тела…

Графиня происходила из древнего рода Батори, который в XVI веке разделился на две ветви — Эчед и Шомльо. Впрочем, это не мешало представителям семьи вступать в родственные браки, что неминуемо вело их к вырождению. Батори страдали эпилепсией, пьянством и сумасшествием, вдобавок их донимали подагра и ревматизм. Эти напасти не обошли и рожденную в 1560 году Эржебет, дочь Дьёрдя Батори из ветви Эчед и Анны Батори – из Шомльо.

История Кровавой графини и страшна, и печальна. Одна из самых красивых женщин своего времени, она была одинока, жестока и порочна. Отец ушел из жизни, когда Эржебет была еще ребенком. Мать, оставив девочку на попечение, уехала, углубившись в свою личную жизнь.

В четырнадцать лет Эржебет родила ребенка от придворного лакея. Вскоре и горе-любовник, и дитя бесследно исчезли.

К двадцати пяти годам Эржебет Батори уже была одержима поиском средства, способного удержать молодость и красоту. Графиня искала чудодейственный рецепт в старинных гримуарах, в бесчисленных обращениях к знахаркам…

Однажды к ней привели ведьму Дарвулю, живущую недалеко от графского замка. Посмотрев на Эржебет, старуха сказала: «Кровь нужна, госпожа. Кровь девушек, не знавших мужчины. Купайся в ней и молодость всегда будет с тобой».

Это были слова – указание! – толкнувшие прекрасную пани на путь лютого зверя.

Подручные нашлись сразу, сами вызвались и первым – уродливый горбун Янош Уйвари по прозвищу Фицко, шут, осатаневший от людских насмешек и смертельно ненавидевший всех, кто был красив и полон жизненных сил. Вслед за ним к дьявольскому промыслу примкнули верные служанки графини Илона Йо и Дорка.

Шут беспрепятственно – кто ж остановит господарского слугу! – рыскал по соседним селениям, выискивал дома, в которых подрастали девочки. А потом туда являлись Илона с Доркой. Они, под благовидными предлогами, уговаривали родителей девушек за хорошие деньги отдать дочерей в услужение к графине. Никто не отказывался: и дочери пристроены, и деньги за это уплачены немалые – вот счастье-то!.. Знали бы отцы и матери, на что соглашались, на какие страшные мучения обрекали своих единственных…

Бедные девочки…

Оправдание Дракулы

Опасливые перешёпоты, пересказы на ушко… Жаловаться на высокопоставленных особ было бессмысленно. Кровавая графиня была недосягаема, она окутала себя связями при королевском дворе и дружбой с самым могущественным феодалом Дьёрдем Турзо. Это подавляло любое желание искать защиту и справедливость, заставляло молчать даже местного священника, которому не раз приходилось отпевать погибших в замке.

Но любому терпению, даже терпению священнослужителя, приходит конец. Слуги, не принимавшие участия в преступлениях графини, но догадывавшиеся о них, время от времени тайком выносили на свет божий невероятные рассказы о тайнах мрачного замка. Одни говорили, что видели в обществе графини темного человека, чье лицо скрывал капюшон, и упорно твердили, что это был никто иной, как…Влад Дракула из соседней Валахии.

Другие утверждали, что в замке нет проходу из-за огромного количества невесть откуда взявшихся чёрных кошек. В смутных пересудах перепуганных людей сквозило подозрение о связи графини с дьяволом, а это преступление по тем временам было куда как страшнее убийства несчастных крестьянских девушек.

Оправдание Дракулы

Жюли Дюльпен, «Графиня» (2008 г.). Режиссёр Ж. Дюльпен

Графиня нуждалась в деньгах для своих «процедур» по омоложению и заложила один из замков. Опекун ее сына Пала Надасди Имре Медьери обвинил ее в разбазаривании имущества семьи. Эржебет вызвали в столичный Пресбург (ныне Братислава), где в здании Ратуши собрались на сейм, как на захватывающее представление, знатные вельможи, включая императора Венгрии Матьяша II и родича и покровителя графини Дьёрдя Турзо (накануне он получил письмо от священника, которому пришлось отпевать сразу девять девушек, убитых в стенах замка).

Возможно, пользуясь своим авторитетом (всё же палатин Венгрии, а это ни много, ни мало – высшая после короля государственная должность в королевстве), он смог бы замять эту историю, если бы не «оплошность» Эржебет. Она прислала ему в подарок пирог. Старый лис Турзо, зная натуру своей родственницы и заподозрив неладное, скормил пирог собаке, и та тут же сдохла. Вне себя от ярости оскорбленный аристократ по праву верховного судьи королевства дал делу законный ход.

Утром 29 декабря 1610 года во главе вооружённого отряда Турзо лично арестовал в Чахтицком замке графиню Эржебет Батори по обвинению в массовых убийствах. Отпираться не имело смысла. Улик для ареста было предостаточно. В одном из дорожных сундуков были обнаружены орудия пыток. Нашли и неопровержимое доказательство – дневник графини, где она фиксировала все свои злодеяния. Приметы жертв она записывала так: «№ 169, маленького роста»…«№ 302, с черными волосами». Всего в списке было 610 имен. Однако считается, что на совести Кровавой графини не менее 650 жизней.

Суд над подручными графини проходил в резиденции Турзо – замке Битчьянский Град. Илоне и Дорке перед тем, как заживо сжечь, раздробили пальцы. Горбуну Фицко отрубили голову, а тело тоже швырнули в костер.

Главную виновницу Дьёрдь Турзо своей властью приговорил к вечному заточению в её собственном замке.

Оправдание Дракулы

В старину замок Чахтице носил мадьярское название Чейт.

В апреле 1611 года в Чейт прибыли каменщики, которые заложили камнями окна и двери комнаты графини, оставив только маленькую щель для миски с едой. В заточении Эржебет Батори жила в вечной тьме, питаясь только хлебом и водой. Ходили слухи, что она сошла с ума. Что ж, немудрено.

Эржебет Батори умерла 21 августа 1614 года. Говорят, до сих пор по ночам из проклятого замка раздаются стоны.

II
Вампиризм заразен. Такую мысль высказал Адриен Этьене Пье де Гаспарен министр внутренних дел (1836—37) Франции.

Столетием ранее появились многочисленные материалы, посвященные этой теме. Среди наиболее известных «Диссертация о появлениях призраков, вампиров и привидений» аббата Августина Кальме; статья Вольтера «Вампиры» из «Философского словаря», изданного в Кельне в 1764 году; труд Папы Римского Бенуа XIV «Вампиры в свете науки»; «Медицинский доклад о вампирах», сделанный специально для австрийской императрицы Марии-Терезы ее придворным врачом бароном Герардом ван Свитеном… Все названные авторы были одними из самых просвещенных и уважаемых лиц эпохи. Помимо этих свидетельств существовали и существуют многочисленные документы, отчеты, статьи, доклады, исследования о вампиризме.

Тайна раскрылась лишь в середине XX века, когда удалось найти причины и описать симптоматику уникальной болезни, названной «порфирия».

В 1963 году доктор из Хэмпшира Ли Иллис выступил в Королевском медицинском обществе, подтвердив свой доклад монографией «О порфирии и этиологии оборотней».

Он утверждал, что этой патологией страдает один человек из 200 тысяч, причем вероятность передачи ее по наследству чрезвычайно высока.

Иллис считал, что «больные порфирией страдали разными формами психических отклонений — от истерии до маниакально-депрессивного психоза». Российские врачи-невропатологи придерживаются того же мнения: «Острая перемежающаяся порфирия является самой тяжелой и опасной из всех форм порфирий из-за выраженных неврологических осложнений» («Неврологический журнал», 1998 г.).

Известны случаи, когда аллергия на свет доводила человека до самоубийства.Такая трагедия произошла с супругой бывшего федерального канцлера Германии Гельмута Коля, первой леди Германии Ханнелоре Коль.

В 1993 году она заболела гриппом, во время болезни принимала пенициллин, в результате чего у неё возникло редкое заболевание — аллергия на свет, повлекшая за собой как физическую боль, так и внутренний страх при контакте с дневным светом. Из-за своего заболевания Ханнелоре не присутствовала даже на свадебной церемонии младшего сына.

Ханнелоре покончила жизнь самоубийством. Официальное заявление бюро Гельмута Коля гласило: «Ханнелоре Коль ушла добровольно из жизни, будучи не в силах больше выносить страдания из-за мучительной болезни — аллергии на свет».

По словам канадского биохимика доктора Дэвида Дольфина, всемирно признанного эксперта в химии порфирина, люди, которых считали вампирами или оборотнями, могли страдать именно этим редким заболеванием.

Дольфин утверждает, что на больного отрицательно влияет даже слабый солнечный свет. «Повреждения кожи бывают такими серьезными, что нос или пальцы могут полностью разрушиться. Губы и десны могут значительно уменьшиться при сохранении нормальных размеров зубов — в результате получается подобие звериной челюсти с клыками. К тому же у больных порфирией бывает усиленный рост волос».

Дольфин пишет: «…попробуйте представить, как в Средние века воспринимали того, кто выходил на улицу только по ночам, а вид его напоминал звериный — повышенная волосатость, крупные зубы, обезображенное лицо. Предполагается (и это более чем вероятно), что таких людей вполне могли считать оборотнями».

Оправдание Дракулы

Многие века больных порфирией принимали за вампиров и оборотней, пытали, приговаривали к смерти. В XVI-XVII столетиях в одной только Франции по подозрению в вампиризме казнили более тридцати тысяч человек.

Даже в XIX веке страх перед вампирами был настолько велик, что для борьбы с ними народ обзаводился специальными переносными наборами. Одна из таких антивампирских «аптечек» была продана на аукционе «Файн энд Kо» в штате Орегон (США) за 12 тысяч долларов.

По словам представителя аукционной кампании Стефани Нисонг Райэн, страх перед «потомками Дракулы» возрождается. Желающих купить антивампирские аптечки становится все больше и больше.

В 1998 г. английское издательство «Bantam Press» опубликовало книгу Дж. Рёля, М. Уоррена и Д. Ханта «Пурпурная тайна: Гены, безумие и королевские дома Европы», исследовавших роль порфирии в генеалогическом лабиринте королевских династий. Так, по данным авторов, острой перемежающейся порфирией страдал король Англии Георг III. Диагноз Георгу был поставлен в 1966 г. двумя британским врачами Макалпином и Хантером, опубликовавшим результаты детального рассмотрения записей современников в British Medical Journal.

«Георг III взошел на трон в возрасте 22 лет после внезапной смерти отца 25 октября 1760 года. А уже зимой 1765 у короля развилась странная болезнь, которая сделала его неработоспособным на долгих три месяца. Исходя из истории болезни и записей современников, можно с уверенностью сказать, что Георг III страдал острой формой порфирии.

Острая интермиттирующая порфирия, может проявляться по-разному у разных людей даже из одной семьи, что и было видно на примере Британской королевской семьи. Заболевание является доминантным, и оно прослеживается в обратном порядке от Георга III до королевы Шотландии Марии Стюарт – прабабушки Георга в шестом поколении. Сейчас хорошо известно, что Джон I, сын Марии Стюарт, страдал от острой интермиттирующей порфирии. Тем не менее, он не испытывал тяжелых симптомов заболевания. Также не испытывали симптомов заболевания и прапрадед Георга III – Георг I, дедушка – Георг II или отец – Фредерик, принц Уэльский. Таким образом, мутантный ген «путешествующий» по членам Британской королевской семьи на протяжении восьми поколений, не причинял серьезного вреда носителям до Георга III.
Принц Уэльский, старший сын Георга III также был серьезно болен, он почти наверняка страдал той же болезнью».

Порфирия была неизлечима вплоть до второй половины XX века.

В настоящее время «болезнь вампиров» хотя и трудно, но излечивается. Врожденная порфирия может корректироваться, а приобретенная — блокироваться на ранних стадиях, когда она ничем не отличается от подобных патологий крови. Лечение поздней кожной порфирии следует начинать с полного исключения всех видов алкогольных напитков, а также защищать кожу от солнечных лучей.

М. Гар

P.S. В 1476 г. Влад III Дракула вместе со Штефаном Батори (позже – король польский и великий князь литовский; дальний родственник Кровавой графини Эржебет) помогли молдавскому князю Стефану Великому в борьбе против турок. В том же году Влад III погиб.

В свидетельстве Стефана III говорится: «…я незамедлительно собрал воинов, а когда они пришли, то я объединился с одним из королевских капитанов (Штефаном Батори – М.Г.), и, объединившись, мы привели упомянутого Драхулу к власти. И тот, когда пришёл к власти, попросил нас оставить ему наших людей в качестве стражи, потому что он не слишком доверял влахам, и я оставил ему 200 своих людей. И когда я это сделал, мы удалились. И почти сразу вернулся тот предатель Басараб и, настигнув Драхулу, оставшегося без нас, убил его…»

С того дня минуло ровно 540 лет. Но память о великом господаре жива – как и тайны, оставшиеся после его смерти. Например, могил у Влада III минимум две.

Одна находится в монастыре Снагов в 40 километрах от Бухареста. В пользу этого захоронения говорят народные преданияя, а так же археологические исследования. В притворе храма Благовещения Пресвятой Богородицы нашли скелет человека в богатой одежде и корону.

По второй версии, Влад похоронен в монастыре Комана возле города Джурджу на Дунае. В пользу этой версии выступил румынский учёный Константину Резакевичи. Он утверждает, что Дракулу похоронили в могиле без опознавательных знаков и украшений.

Оправдание Дракулы

Обе версии выглядят правдоподобно: в Снагов Влад при жизни делал богатые пожертвования; в документе 16-го века упоминается, что «Влад воевода Цепеш» был записан в монастырской книге среди других дарителей. К тому же этот монастырь упоминается ещё в грамотах деда Дракулы, князя Мирчи Старого. А монастырь Комана был основан самим Владом в знак благодарности монахам, некогда его спасшим.

О «вампирском» прошлом господаря Валахии Влада Дракулы напоминает множество ему посвященных сувениров на местных рынках. Такая продукция пользуется нескончаемым спросом.

Оправдание Дракулы

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Очень интересно, спасибо. Только надо бы исправить имя актрисы, игравшей графиню Батори — ее зовут Жюли Дельпи (а не Дюльпен).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей