back to top
4.5 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Дерзновенный талант

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Дерзновенный талант

(Послесловие к кончине Абдуллы Арипова)

Есть личности, в которые мать-природа заложила такой огромный заряд энергии и творческого таланта, такой бунтарский дух индивидуального своеобразия, что диву даёшься – как всё это может вместиться в одном человеке, к тому же далеко не богатырского телосложения? К таковым, безусловно относился поэт Абдулла Арипов, который недавно покинул наш бренный мир. В связи с его нежданной кончиной, а также недавним 75-летним юбилеем, в широких кругах общественности, прежде всего молодёжной, вновь стал дебатироваться вопрос о месте и значении творчества А. Арипова в узбекской литературе конца прошлого и начала нынешнего столетия. Не беря в расчёт весьма громкие титулы и награды, которыми был в избытке удостоен этот выдающийся литератор и гражданин, хочется подчеркнуть, что всё самое лучшее, что было в этом недюжинном человеке, связано прежде всего с поэзией – главным, дарованном ему самим Б-гом, делом жизни. И уже поэтому Абдулла Арипов – счастливый человек, так как он сумел реализовать этот бесценный дар. Несмотря ни на что! А препятствий было немало.

Я его знал очень давно, когда он 17-летним парнишкой, почти мальчишкой. Худеньким. Возвышенно настроенным, приехал из далёкой Кашкадарьи, чтобы поступить на филологический факультет Ташкентского Университета. Там он сразу заявил о себе как необычайно одарённый, непохожий ни на кого другого поэт. И почти сразу же он столкнулся с противодействием официальных сил, более того. Почти с открытой неприязнью, основанной на зависти многих своих старших коллег по писательскому цеху. Такое случается в духовной сфере — в науке, искусстве, литературе нередко. Многие. Наверное, и не подозревают, как почти «в штыки» было поначалу воспринято великое явление Чингиза Айтматова аксакалами киргизской литературы, которые в открытую обвиняли его в отсутствии патриотизма, в измене национальным и творческим традициям, в неоправданных экспериментах. А в случае с молодым Ариповым «открытости» не было, наши мэтры (назвать которых ещё не пришло время), как минимум, его замалчивали, игнорировали, а то и провоцировали, лукавыми методами старались подорвать его здоровье, его психологическое состояние, его нарастающий авторитет среди читателей, особенно молодых.

Я горжусь тем, что в те трудные годы был в числе немногих, кто старался помочь этому внешне тщедушному, но такому могучему по масштабам и смелости творческого самовыражения поэту. Наверное, небезрезультатно, потому что Абдулла впоследствии посвятил мне своё стихотворение-кредо «Дустларимга айтганим», которое я перевёл под названием «Добро друзей» (оно опубликовано, в частности, на нашем сайте 6 ноября в траурном материале «Ушёл из жизни Абдулла Арипов)», а затем, рискуя вызвать чьё-то недовольство, юбилейную статью о моей скромной персоне в газете «Узбекистон овози».

Довольно долго не вписывался Арипов в общий строй литераторов, дружно и подобострастно прославлявших тогдашнюю систему и не замечавших её изъяны. Им было тепло и уютно в роли художественной обслуги тогдашнего по сути тоталитарного режима. Но не Абдулле Арипову. Он воспевал не власть предержащих, а простого человека с его богатым внутренним миром, заботами и чаяниями. Калейдоскопический мир человека, сложность и противоречия бытия были в центре его профессионального внимания. И не случайно, пытаясь философски осмыслить саму сущность жизни, он дерзко взялся за неимоверный труд перевод на узбекский язык «Человеческой комедии» Данте Алигьери.

Истинный поэт наиболее проявляется в минуты, когда он полностью отдаётся самой стихии поэзии. Как-то в далёкие 70-е годы ХХ-го века прославленный Расул Гамзатов принимал участие в большом творческом вечере в Ташкенте. Ему было скучновато, во всяком случае он постоянно что-то говорил мне, шутил, давал едкие, но точные характеристики выступающим литераторам. Но когда стал читать свои стихи Абдулла Арипов, Расул-ага вдруг затих, а потом задумчиво произнёс: «Я не знаю, о чём говорит этот юноша, я не читал переводов его стихов, но то. Что это подлинный поэт – видно сразу. Берегите его – он станет гордостью узбекского народа». Так, внимательно всматриваясь в преображённое, вдохновенное Абдуллы, его горящие глаза, его яркую, темпераментную, иногда ироничную манеру выступать перед благодарными слушателями, мудрый аварец «нутром» почувствовал в нём настоящность, искренность и масштабность.

Слова Гамзатовы сбылись. Общепризнанный поэт, Абдулла Арипов, наряду с Эркином Вахидовым, стал духовным выразителем идеалов нашего молодого суверенного государства. Но при этом многие почитатели его вдохновенного таланта стали беспокоиться – не портят ли его многочисленные регалии, поощрения, должностные посты, не превращают ли в чиновника, постепенно утрачивающего животворное чувство дерзновенности и честного стремления к истине, к справедливости? Не стали ли усыплять «медные трубы» человека, который стойко выдержал проверку «огнём и водой»? Были основания для сомнений, но в то же время лучшие представители общественности, к примеру, Саша Файнберг, продолжали верить в Абдуллу Арипова и дружить с ним. Для меня это значимый фактор.

Поэтому я хочу закончить это краткое эссе словами благодарности за то. что он – эта дитя Навруза – был на этом свете, за то, что он так много сделал для нашего народа, для узбекской литературы. Мы вправе считать А. Арипова её доблестным «рыцарем»!

А. Ходжаев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей