В предыдущей статье говорилось о том, что в последние годы улучшилась ситуация с доступом к информации в Самаркандской области.
Как же используются этим благом средства массовой информации и журналисты?
Вначале несколько слов об отношении наших коллег и некоторых руководителей государственной власти и управления к пресс-конференциям. На пресс-конференции, которые проводят органы прокуратуры, налоговой службы или таможни многолюдно, а на встречу с руководителями ведомств, отвечающих за автотранспорт, охрану окружающей среды, культуры и спорта, а также некоторых других, приходят всего 10-12 журналистов.
Иногда к началу пресс-конференции собирается всего несколько человек, и ответственный секретарь областного отделения творческого союза журналистов Хусан Элтоев срочно обзванивает коллег. Он просит их приехать в пресс-центр, так как «организаторы пресс-конференции уже находятся на месте и неудобно перед ними».
Необходимо отметить, что журналисты с трудом, общими усилиями приучили организаторов пресс-конференций приехать в пресс-центр вовремя и начать мероприятие в назначенный час. Так, в прошлом году с большим опозданием, а точнее с опозданием более чем на 40 минут, начинались пресс-конференции руководителей областных управлений юстиции, культуры, налоговой службы. Такое пренебрежительное отношение к журналистам стало предметом критики со стороны коллег старшего поколения.
Сейчас же ситуация изменилась потому, что теперь приходится ждать журналистов, которые являются с опозданием или вообще игнорируют пресс-конференции и не принимают в них участие.
Одним из важных и болезненных вопросов является использование журналистами данных, полученных на пресс-конференциях для подготовки своих материалов. Иногда журналисты отсутствует на пресс-конференции, но используя данные пресс-релизов, готовят материалы для своих изданий. А ведь в пресс-релизе отражается точка зрения только одной стороны, т.е. той организации, которая подготовила документ.
В современной журналистике есть золотое правило, согласно которому журналистский материал не может быть подготовлен лишь на основе данных одного источника, а должен отражать мнение двух и более сторон. С этой точки зрения материалы, подготовленные журналистами лишь на основе одного пресс-релиза, не может быть полноценным источником информации.
Взгляните на любой пресс-релиз — это своеобразный рекламный материал, отражающий все положительные стороны деятельности организации. В них нет или почти отсутствуют данные о недостатках, упущениях и проблемах. Как такой документ может стать главным, тем более единственным источником журналистского материала?
Теперь о том, как СМИ отражают результаты проведенных пресс-конференций. К сожалению, большинство журналистов считают своей задачей лишь информировать общественность об этом мероприятии. Они вкратце рассказывают о том, что прошла пресс-конференция на такую-то тему, организованная такой-то учреждением или ведомством.
Что дает такая информация простым читателям? «Ну, хорошо, прошла пресс-конференция, а какая от нее мне польза, что изменится?» – думают они. Действительно, насколько ценна информация в несколько строк о встрече журналистов с руководителем или представителем какой-то организации для общества, отдельно взятого гражданина?
Информация нужна для принятия осознанных решений во всех сферах общественной или частной жизни. Опыт многих стран свидетельствует о том, что свободный доступ к информации является одним из важных условий финансового и экономического развития. И Узбекистан не исключение в этом списке.
Парадокс заключается в том, что журналисты нашей страны не в полной мере пользуются имеющимися данными.
А вот в информационной службе Самаркандского областного хокимията, отметили, что сайт www.nuz.uz наиболее полно освещает деятельность организаций или ведомств на основании данных полученных на пресс-конференциях.
И в самом деле, при подготовке статьи или отчета, мы — журналист Солех Яхяев и автор этих строк, не ограничиваемся только данными пресс-релизов. Мы используем для подготовки статей ответы на вопросы, которые задают журналисты на пресс-конференциях, а так же информацию, получаемую из других источников.
Приведу лишь один пример. После пресс-конференции заместителя начальника областного управления Пенсионного фонда Хуршида Мирходиева была подготовлена статья «Кому служит Пенсионный фонд Самарканда» (https://nuz.uz/svobodnoe-mnenie/13997-komu-sluzhit-pensionnyy-fond-samarkanda.html). Пресс-релиз и выступление зам.начальника организации стали лишь одним из источников при подготовке материала, потому, что не содержали никаких фактов о существующих проблемах в системе, о недостатках работы отделений фонда.
В результате ответов на многочисленные вопросов выяснилось много новой и полезной для пенсионеров информации. А встреча с пенсионерами, недовольными работой инспекторов городского отделение фонда, позволила подготовить материал, полезный для читателей.
Таким образом, доступ к односторонним данным не гарантирует получение нашим гражданам полноценной информации. Необходимо еще умение журналистов подготовить материал, освещающую тему с разных сторон, основанный на данных из разных источников.
Т. РАХМАТУЛЛАЕВ