К 90-детию Максуда Кариева.
Говорят, что характер человека определяет его судьбу. При всей условности этого суждения нельзя не согласиться с тем, что поведение человека, его темперамент, бытовые привычки накладывают решающий отпечаток на весь его жизненный путь, на его реальную биографию. И это ничуть не противоречит изначальной предопределённости судьбы. А она, как считают узбеки, записана на лбу каждого ещё при его рождении.
Именно эти мысли возникли у меня, когда я задумался над своеобразием и главной сущностью человека, чей 90-летний юбилей, наверное, многими будет отмечаться в эти дни. Имя его – Максуд Кариев – широко известно не одному поколению узбекистанцев. Его помнят и как авторитетного журналиста, и как видного писателя – прозаика и очеркиста, и как крупного руководителя, а значит – организатора, облачённого властью с огромными правами и ответственностью за судьбы и печатных публикаций, и целых проектов, и даже отдельных людей.
Не знаю, перст ли судьбы или всё же свойства характера сказались в том, что молодой остепенённый преподаватель юридического факультета вдруг появился в редакции республиканской газеты «Кызыл Узбекистан» и скромно, но настойчиво изъявил желание сотрудничать. Он пришёлся «ко двору» и этот шаг определил всю его дальнейшую жизнь.
Могло ли быть иначе? Мне лично трудно представить интеллигентного, по-особому деликатного Максуда Кариевича с его мягкими манерами и языком в суровой роли милицейского работника, прокурора, или даже судьи – просто, мне кажется, это другая стихия, другое призвание, другой, я бы сказал «антураж».
Говорят ещё, счастлив тот, кто сумел обеспечить себе нормальную личную семейную жизнь, и кто сумел удачно выбрать профессию, найти любимую работу, в которой наиболее полно можно выразить себя, свой творческий потенциал. Данные условия наилучшим способом содействуют внутренней гармонии человека с внешним миром, очень непростым, иногда жестоким. Не берусь судить в целом, ибо знаю Максуда Кариевича больше, так сказать, со стороны, (хотя и имел удовольствие любоваться его красавицами дочерями и очень воспитанным, по-современному деловым сыном), но абсолютно убеждён, что делом всей своей жизни – журналистикой и писательством – М.Кариев был доволен и гордился не без оснований, ибо весомо состоялся и как высококвалифицированный газетчик, и как нашедший свою тему, свою исследовательскую страсть литератор.
Хотя, возможно, и глодало его порою сомнение – чего в нём больше? – и сожаление, что известность его журналистская долго затмевала писательскую… такое встречается нередко — когда в человеке счастливо проявились две величины, а прославился он больше благодаря одной. Хусейна Байкару мы знаем, как просвещённого падишаха, покровителя искусств, как друга (а до последнего времени вследствие странной идеологизированной советской историографии как антипода) Алишера Навои, но, увы, не знаем его как очень способного пота и музыканта (по свидетельству учёного Дарвиш Али Чанги, из 24 распространённых в те времена ритмов- усулей 12 принадлежали Хусейну Байкаре). И, надо полагать, всесильный монарх более ценил в себе именно эти качества, нежели другие. Всенародный любимец, знаменитый бунтарь-песенник и актёр Владимир Высоцкий всю жизнь тщетно мечтал, чтобы его признали как профессионального поэта. А прекрасный, имеющий заслуженную известность, дирижёр Евгений Светланов всякий раз в своих выступлениях убеждал слушателей, что он прежде всего – композитор. Вот таковы «танталовы муки» иных художников. И всё же думаю. что М.Кариев был их лишён. Старейшина журналистского цеха Узбекистана, он в то же время являлся автором 12 книг, издававшихся в Ташкенте и Москве, ряда сценариев художественных и документальных фильмов, телевизионных и радиопостановок.
Человек своего времени, во многом трагического, сложного и противоречивого, главный редактор на протяжении более 20 лет газет «Тошкент хакикати», «Совет Узбекистони», журнала «Муштум», М.Кариев честно и преданно служил своему делу, стараясь при этом (насколько это можно было!) не кривить душой, не поступаться совестью и нравственными нормами. Он тянул свою нелёгкую редакторскую лямку, вынужденный считаться с директивными постулатами и догмами прошедшего времени. Было ли это конформизмом? В определённой степени, конечно. Но в то время — через трезвое осмысление действительности, через искреннее желание, используя свои возможности, помочь своему народу сохранить и укрепить дух самосознания, горячую любовь к Родине, веру в её светлое будущее. И это, наверное, очень важно.
Но гораздо важнее, что Максуд Кариев органично вписался в новое время. Он самозабвенно и активно служил идеалам независимого Узбекистана не только как редактор газеты «Мехригиё», (в условном переводе – вечная поросль милосердия, сострадания, доброты и заботы о конкретном человеке), но прежде всего, своими историческими романами. Историческими – не в силу желания удобно скрываться от реалий сегодняшнего дня, а потому что, наконец-то, пришло время по-настоящему разобраться в подлинной истории своего народа, чтобы определить истоки той нравственности и силы, которые при всех перипетиях позволяют ему сохранить свою жизнеспособность, щедрость и мужество, талант и благородные устремления. Ох как важно сейчас, в переломный период развития общества, напомнить народу и о великих предках – не только о гигантах духовной сферы в науке, культуре, литературе и искусстве, как, например, Авиценна в романе «Ибн Сино», но и об истинных героях, деяния и подвиги которых зачастую оказывали влияние на ход исторического процесса. К таким относится Спитамен, в 4 веке до нашей эры поднявший восстание против греко-македонских захватчиков, образ которого так любовно и тщательно воссоздал в одноимённом романе писатель Кариев.
И если сегодня вполне правомерен спрос с каждого гражданина Узбекистана: а что конкретно он делает для обновления и процветания Родины, то дух Максуда Кариевича может быть спокоен – его книги «работают», они просвещают, воспитывают и мобилизуют. Не в этом ли завидное писательское счастье и призвание?
Писатель и журналист, настоящий патриот и подлинный поборник дружбы народов, милый, скромный и очень ответственный Максуд Кариев был и остаётся нужным для нашего общества.
А. ХОДЖАЕВ.