Этот очерк о базарах. Почему экзотика-2? Просто когда-то я писала о базарах прежних, об экзотике старого Ташкента, и сейчас, посмотрев на новые, поняла, что все-таки люблю старые базары. Восток экзотический во мне неистребим, бесполезно твердить мне про «сейчас чисто, сейчас культурно»…. я вообще человек крайне некультурный, когда речь идет о рынках. Я лучше потолкаюсь в толпе, поторгуюсь, принюхаюсь, я в такой среде, как рыба в воде…. когда-то моя подруга Рая, живущая прям напротив Алайского, сколотив теплую компанию, собирала с земли урючные косточки, а потом дружно все орудовали кирпичами,…
Мне удалось побывать на четырех базарах: бухарском, Алайском, Чорсу и посудном.
Бухарский строг, пустынен и казенен. Низкое здание, цементные прилавки, народа почти нет. Вообще странно — на рынках мало народа. Когда-то не протолкнуться было. Может, цены не по карману?
Оказалось, что мне больше всего нравятся именно бухарские соленые фисташки, несмотря на неодобрение Зухриши. Она считает. что в Ташкенте они лучше. Из-за этого мы точно не поссоримся. Зато я затариваюсь бухарскими солеными косточками и сушеной дыней. Но в целом базар производит не слишком хорошее впечатление. Если мы были одни во всем помещении с орехами и сухофруктами. что тут говорить?
Алайский…. еще одна моя боль. Говорят, его скоро откроют официально, пока что там царит хаос. Поражает пустырь напротив. То место, где находится институт травматологии и ортопедии. Зачем? Зачем его снесли? Нет ответа. Уж точно здание было крепким….. а это память. Построен был усилиями профессора Шаматова, первого его директора, царство небесное. Конечно, снесены угловой хозяйственный. громадный и соседний тканей. Я пережила несколько реорганизаций Алайского, но никогда — столь радикальную. Поэтому опять испытываю знакомое онемение, словно у меня отмерли чувства. И в этом онемении мы входим в Алайской со стороны Каблукова — там, как всегда, продают цветы, то-есть, цветов почти нет, а есть рассада. А какие цветы были! Какое разнообразие, тона, оттенки и виды! Какие рохы и хризантемы!
Рядов очень мало. что и понятно. Мы идем мимо солений( потом я не устояла и купила) прямо к ряду с пряностями, где у Зухры знакомый продавец. Зовут его Камил, симпатичный мужчина средних лет. Ему помогает сын, который немедленно угощает меня вкусным травяным чаем с чабрецом.
Нам нужны зира, черный перец( ничего душистее не нюхала), пловные наборы и все это в больших количествах, поскольку я везла не только себе, но и друзьям, и сыну. Оказалось, что пловный набор — это зира, куркума и барбарис, и все, а за пловный набор здесь выдают универсальную приправу
Очень рекомендую именно этого продавца — пряности у него действительно замечательные. А запах!!! Я купила еще большой кулек универсальной приправы и огромный пакет с травами для чая. Сначала он предложил все насыпать в специальные подарочные пакеты, но я отказалась и попросила обыкновенные бумажные кулечки, после чего заслужила его одобрительный взгляд: кажется он понял, что я не обычная туристка.
За все это он подарил мне плетеный круг, на котором тоже были прикреплены пряности и предложил заходить еще. Но, как я понимаю, Зухра у него постоянная покупательница. Жаль, что я не постоянная я бы ходила, Позже мне еще покупают сухой джамбул — Зухра уверяет, что без него шурпа не шурпа, и теперь я кладу его во все супы. Покупаем немного парварды, специально для московской подруги, которая ела ее в узбекском ресторанчике и с тех пор прикипела. Сама я равнодушна. Пряности, конечно, недешевые, но в целом цены не показались мне такими уж большими, правда, я все невольно сравниваю с московскими, и примеряю на свои доходы, так что судить объективно не могу.
Скажем, лучшая черешня стоила 10000 сум, это примерно сто рублей. Здесь такая…. ну сами знаете. Прекрасная клубника «изабелла» — по-моему, 12 тысяч, но это, скорее, земляничный сорт, она душистая и очень вкусная. Это примерно сто двадцать рублей. Здесь бы ее на варенье покупали. Но как известно, за морем телушка-полушка. да рупь перевоз…..
А зато у меня на кухне пахнет Алайским, это когда зирой….
И все равно — не мой это Алайский, не мой, Сколько людей вздохнут, читая все это? Мы — дети Алайского и Алайский присутствовал в нашей жизни, сколько мы себя помнит.
Никогда не задумывались, почему в Бухаре, Хиве и Самарканде куда больше туристов? Где экзотики больше, туда и туристы летят…. где он, мой Алайский прежних лет?
А это- просто рынок, по какому-то недоразумению носящий то же название. Даже то, что продавцы, в основном, узбеки — какая же это экзотика? И у нас на рынке много узбеков, я с ними со всеми дружу и здороваюсь так что разницы никакой. И Каблукова давно нет…… ни за что не возвращайтесь в прежние места…..
Татьяна ПЕРЦЕВА