back to top
3.8 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Неожиданное — рядом

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Неожиданное - рядом

Всегда врасплох. И, как правило, с обескураживающими, далеко идущими последствиями причинно — следственного характера. Выработанное с годами незыблемое правило исполнять свои гражданские обязанности в строго установленные законом сроки и в полном объеме не всегда удается именно так и осуществить. Не по причине собственной неорганизованности, а как раз вопреки ей. Заблаговременная, а точнее, больше чем за месяц до истечения срока подачи декларации о доходах, о чем строго предупреждают налоговые службы республики через средства массовой информации, попытка предоставить ее неожиданно не удалась. Потому что впервые за последние, как минимум, 10 лет было отказано в подписи на справке об уплате налога на имущество, необходимой для возврата суммы, по официальной формулировке, «переоплаченного налога».

Причина отказа оказалась следствием вдруг увеличившейся площади квартиры, о чем налоговую инспекцию неожиданно оперативно уведомило районное БТИ еще в июне 2015 года, без какого бы то ни было оповещения собственника жилья. В результате необлагаемые налогом для пенсионеров квадратные метры превратились в излишки, а законопослушный налогоплательщик, за истекший год, прибавивший в возрасте – в злостного должника! В ответ на возмущение инспектор охотно предложила заглянуть в обновленную базу данных компьютера, чтобы убедиться в исправлениях. И уточнила, что «так, к сожалению, бывает, в БТИ нередко ошибаются». Нелепость состояла еще и в том, что при постоянном проживании по одному и тому же адресу в течение 40 лет в квартире без перепланировок ее площадь увеличилась без усилий собственника и заметного для него улучшения комфорта. И главное – никто из БТИ не проводил внеочередные замеры, не изменял данные кадастровых документов, ими же подготовленных и подтвержденных ведомственными печатями и собственными подписями.

Чтобы все же решить проблему с декларацией сейчас же, можно было без возражений просто оплатить предъявленную сумму. И, значит, навсегда согласиться с абсурдными претензиями любой инстанции, отказать себе в праве защищать собственные интересы, создать очередной прецедент безнаказанности для тех, кто легко позволяет себе «ошибаться» в ущерб другим.

Заявление о неправомерных действиях сотрудников районного БТИ его начальник сразу же, не вникая в суть жалобы, категорически отклонил по причине изменившихся правил вследствие новых распоряжений. Как оказалось, с сентября 2015 года граждане обязаны свои заявления и жалобы адресовать не в районные, а во вновь созданные «кустовые» или межрайонные организации. Оттуда затем они будут рассылаться в районные отделения, где определят срок и меры рассмотрения. Не завтра, конечно. И вряд ли в пользу заявителя. А чтобы хотя бы узнать судьбу заявления, понадобится еще и еще раз наведаться в БТИ, потому что таких сведений по телефону не дают, если удастся после многократных попыток все же дозвониться.

Оценить целесообразность такого подхода к работе с гражданами невозможно, а вывод о его вредности напрашивается сам собой. Тем более что эти новые распоряжения не являются документами «внутреннего пользования», а касаются всех жителей города, и поэтому в обязательном порядке должны быть доведены до их сведения. Но кто же будет это делать без дополнительных указаний! Поэтому безоговорочно отклоненные заявления становятся для негодующих клиентов БТИ вполне обоснованным поводом требовать немедленного решения искусственно созданных проблем без отлагательства на неопределенное будущее.

Решающей победой в битве «за справедливость» после продолжительной эмоциональной словесной пикировки стало буквально силой вырванное указание начальника БТИ своему подчиненному инспектору выехать по адресу. Почему только скандальная настойчивость требований разобраться в ситуации становится выходом из патового положения, в котором сплошь и рядом оказываются граждане, не подозревающие о собственных прегрешениях?

Таких очень много, если судить по критической по численности массе людей, хаотично штурмующих тесные кабинеты учреждения с колченогими столами и стульями и заведомо недружелюбно настроенными их обитателями, периодически окрикивающими посетителей как непрошенных назойливых гостей: « Выйдете, не стойте здесь, закройте дверь!». Причина такого отношения сотрудников к посетителям совершенно очевидна. Им надоела ежедневная обстановка взаимного раздражения.

А нарастающее количество жалоб – следствием, не оставляющим надежд на спокойное конструктивное, с учетом взаимных интересов (ведомства и заявителей) решение задач, предложенных обстоятельствами. Бесперспективность таких чаяний прямо следует даже из поверхностного анализа наблюдений. В БТИ обращаются не только отдельные «лица», но и коллективные заявители. Это председатели ЧТСЖ, домкомы, которые просят предоставить, наконец, точные данные о площади квартир, владельцы которых ежегодно обнаруживают прибавку квадратных метров и, конечно, возражают против, соответственно, увеличивающихся начислений по коммунальным платежам.

Идентичное, как под копирку, содержание жалоб населения в БТИ, к сожалению, неочевидно только для их руководителей. Иначе, заинтересованные в улучшении работы своего ведомства, они с легкостью могли бы определить основные причины претензий, убедиться в том, что это не досадные случайности, а системные должностные ошибки, и изменить организационными и административными мерами ситуацию. Но очевидное здесь воспринимается за невероятное. И наоборот, истинное — за недостоверное.

Неоднократные посещения, бесконечные шумные очереди к заветному «столу», утомительные разъяснения, вынужденные оправдания – это затраты личного времени, денег. И главное – моральные потери, связанные со стрессовым состоянием, нередко ухудшающим физическое здоровье, с которыми никто никогда не только не считается, но и не признает фактом, требующим возмещения. Более того, повторные выезды на замеры по настоянию собственника жилья, оформление новых кадастровых документов после исправлений неизвестно откуда взятых данных в случае полной растерянности заявителя осуществляются исключительно за его личный счет!

Время, проведенное в ожидании сначала возможности изложить суть своего заявления, затем – обещанного выезда на замеры (за назначенным инспектором пришлось ходить буквально по пятам, чтобы нечаянно не упустить его из виду), оказалось сверх меры заполненным историями посетителей, которых иначе как «пострадавшими» не назовешь. От давящего ощущения беспомощности, в надежде неожиданно получить полезный совет, элементарного желания выговориться в кругу «товарищей по несчастью» и получить необходимую моральную поддержку люди охотно делятся подробностями свалившихся на их головы проблем.

По преимуществу, собеседниками оказались люди 60-70 лет в силу личных обстоятельств оказавшихся перед необходимостью самостоятельно, без поддержки близких решать все жизненные задачи. Отважусь заметить с полным основанием, что это поколение представляет собой наиболее образованный слой нашего сегодняшнего общества. Высшее профессиональное образование, развитый интеллект как результат разносторонних интересов, огромный жизненный опыт позволяют адекватно оценивать несправедливость голословных обвинений, четко дифференцировать закон от беззакония и с заслуживающим уважения упорством отстаивать собственное достоинство.

История, которую просто нельзя замолчать, как нельзя более отражает суть произвольного толкования законов, превышения должностных полномочий, применения неписаных распоряжений, распространения негласных указаний, полного пренебрежения к интересам отдельных людей. Хуже всего, что она не единичный, а типичный, то есть один из многих, пример нарушения прав потребителей.

Летом 2015 года одна из участниц беседы получила уведомление из районного отделения службы теплоэнергоснабжения о начислении долга, предъявленного к оплате, в размере свыше 400.000 сумов. При выяснении причин оказалось, что расчет задолженности основан на данных БТИ, по которым площадь квартиры превышала первоначальную на 4,4 квадратных метра. При внимательном изучении кадастровых документов на квартиру, которые БТИ подготовило в 2013 году без полагающихся замеров, она обнаружила именно этот излишек, незамеченный ранее из простодушного доверия законопослушного гражданина государственным учреждениям. То есть, в течение двух лет задолженность за пользование отоплением и горячей водой не обнаруживалась и не ставилась в вину потребителю. И вдруг – оглушительный долг. При этом неверные сведения БТИ применили на период с 2002 года и перемножили на тариф за 13 лет! На вопрос почему, например, не с 1966 года, когда дом, выстроенный после землетрясения, был заселен счастливыми новоселами, инспектор «теплоэнерго» заученно сослалась на некие никому кроме узкого круга посвященных неизвестные распоряжения и положения. И никаких документальных подтверждений – все обязаны верить на слово! Такой порядок! И, если бы он действительно был соблюден, то потребителю обязаны были предоставить упомянутые распоряжения и предложить расписаться, если не в согласии с ними, то в обязательном ознакомлении. Размышления над ситуацией вызывают немало вопросов. Наиболее принципиальный: почему, если допустить, что долг все же был, так долго «прощался»? Чтобы за последующие годы счет аккумулировался в заметную прибыль?

В связи с этим не могу не привести случай из личного опыта конфликтных отношений с «теплоэнерго», в котором ситуация развивалась с точностью до «наоборот». В 2014 году случайно обнаружилось, что с 1976 года (!) мне начисляют сумму платежей за отопление из расчета площади, превышающей реальную. Чтобы исправить давнюю ошибку, пришлось по требованию поставщика услуги в конце декабря 2014 года предоставить две копии кадастровых документов и заявление на изменение расчетов. Заодно обратилась с просьбой выписать квитанцию на оплату отопления в счет будущего 2015 года в полной уверенности, что и расчет будет произведен с учетом исправлений, и хотя бы частично возмещены потери за предыдущий период.

Не тут-то было! С гневным пылом, достойным иного применения, было заявлено, что расчет по новой схеме возможен не раньше, чем через несколько месяцев, потому что документы должны пройти проверку в каких-то высших инстанциях. А о возмещении ущерба и речи быть не может — «нет такого положения, не наша ошибка!» А чья? И что зависит от «высших инстанций»? Максимум возможного – регистрация в журналах, отчетах. Потому что оспорить официальные данные полномочий нет. Тогда зачем нужно так много времени на решение вопроса об изменении расчетов? Ради финансовых преференций? Немалых, если признать, что такие примеры не единичны. Позволила себе не согласиться с неубедительными аргументами и настояла на правильном с позиций здорового смысла расчете.

Что касается истории собеседницы, то начинать разбирательство ей пришлось с заявления в БТИ провести замеры и выдать кадастровые документы, соответствующие действительности. Там не обратили никакого внимания на то, что речь идет об исправлении ими же предоставленных недостоверных данных. Иначе быть и не могло, если учесть, что никаких замеров выполнено не было. И расценили заявление как очередную заявку на подготовку новых документов, которую выполнили не сразу, и предъявили счет – 92 тысячи сумов — обременительный для пенсии любого размера. Тем временем «теплоэнерго» очередным извещением уведомило об оформлении и передачи в суд искового заявления за неуплату заведомо неправомерного, неподтвержденного долга. Но даже после предъявления в теплоэнерго новых кадастровых документов, заявления исправить ошибки и отозвать иск, оказалось, что сделать это совсем непросто. История продолжается. Как ни парадоксально, независимо от ее завершения судебные пошлины оплачивать придется ответчику. То есть, ни в чем противозаконном не уличенный собственник жилья будет неоднократно наказан. Таков порядок? Или порочная практика нарушения прав потребителей?

Масса примеров, когда люди по повесткам являются на судебные заседания в качестве ответчиков. В подтверждение законопослушности и платежеспособности предъявляют аккуратно собранные квитанции и… оплачивают судебные пошлины по искам, инициированным «теплоэнерго» по недостоверным фактам! Почему не уличенный в нарушении законов, не имеющий за собой реальных доказанных долгов потребитель оказывается наказанным? Что это – издержки судопроизводства или глумление над личностью в особо изощренной форме?

Казуистические по содержанию, но не исключительные по количеству случаи прегрешений БТИ, услышанные в коридорах этого учреждения, поражают невообразимой абсурдностью. Ну, чем можно объяснить утвержденные БТИ данные о превышении площади однокомнатной квартиры двухкомнатной, или разницу в 10 метров абсолютно одинаковых трехкомнатных квартир, расположенных в одном подъезде на разных этажах? Системными нарушениями! Их причины и следствия вызывают недоверие у людей. Многие готовы даже согласиться оплачивать самые нелепые долги, только чтобы избежать унизительных ситуаций, связанных с необходимостью доказывать свою добропорядочность. В оправдание такой позиции сетуют, что борьба за истину оказывается дороже самой истины, и не всем под силу.

Ложные свидетельские показания преследуются по закону в уголовном порядке и предусматривают адекватное наказание. Об этом обязательно напоминают в суде каждому участнику процесса, подчеркивая ответственность за достоверность информации. А сотрудники государственных учреждений позволяют себе недопустимые неточности, игнорируют необходимость предоставлять точные данные. Проблема такой «небрежности» не исчерпывается только жалобами населения. Данные БТИ закладываются в статистические отчеты, достоверность которых существенно снижается.

Досадное превышение площади квартиры в личном случае с последующими изнурительными разбирательствами в налоговой инспекции и БТИ наглядно иллюстрирует механизмы небрежности и конкретные причины искажения фактов. В июне прошлого года по указанию свыше в районе была проведена авральная инвентаризация жилищного фонда. Понятно, что ресурсов выполнить такую масштабную работу в нереально сжатые сроки у БТИ не хватало. Хотя внедрение новых технологий облегчает выполнение замеров площади.

Инспекторы сегодня пользуются компактными лазерными, с их слов, приборами, напоминающими гаджеты последних поколений. С их помощью безо всякого напряжения в считанные минуты сканируются все помещения квартир. И все же провести замеры каждой квартиры в районе оказалось невозможно. Поэтому за реальные выдавали «усредненные» данные Их ошибочность обернулась потоком жалоб от собственников жилья, на которых, в свою очередь, посыпались из всех возможных служб уведомления о наличии неоплаченных долгов.
Неожиданное, как всегда – рядом.

Евгения Денисова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей