Люди до сих пор вспоминают знаменитый супермаркет «Де мир» в центре нашей столицы, с которого началось знакомство ташкентцев с европейскими стандартами в торговле. Появившиеся затем «Корзинки» и другие подобные торговые точки лишь слепо копировали его работу, не внося ничего принципиально нового. У «Де мира» сложился свой круг покупателей – людей со средним и высоким уровнем доходов, которые готовы были заплатить больше, но сэкономить время и получить при этом позитивные эмоции.
Впрочем, и тех, чьи доходы были значительно ниже средних, этот супермаркет привлекал не в меньшей степени. Например, цены на сельхозпродукцию там были не выше базарных, а выбор – значительно разнообразнее. Кроме того, «Де мир» впервые у нас ввел в практику скидки на многие популярные продукты. Покупатели выстраивались в длинные очереди, чтобы приобрести, например, там мясной фарш по весьма выгодной цене в определенный день недели.
Но этого популярного магазина давно уже нет, а размножившиеся в последнее время супермаркеты в различных уголках столицы озабочены лишь получением сверхприбылей и совсем не думают об интересах своих покупателей.
Посмотрите на цены большинства продуктов питания в супермаркетах — будь то мясо, сливочное масло, сыр, помидоры, яблоки и многое, многое другое. Они просто запредельные и значительно выше тех, что установлены на дехканских и оптовых рынках. Не буду утомлять читателей конкретными примерами, поскольку все об этом достаточно хорошо осведомлены. В этих магазинах паразитируют на том непреложном факте, что у многих покупателей большая часть средств находится на пластиковых карточках и отовариться на рынках без налички им довольно сложно.
Но в настоящее время многие из супермаркетов стали предлагать скидки на свои товары, порой довольно значительные. Заподозрить их алчных руководителей в том, что они прониклись трудностями, переживаемыми рядовыми гражданами, и пытаются чем-то им помочь, не приходится. Так чем же они вызваны – усилившейся конкуренцией между магазинами или же это элементарное надувательство? Скорее всего – и то, и другое.
Некоторые из скидок просто смешные. Вот, например, в последнее время во многих крупных магазинах перечеркнута цена на мясо (без костей) в 36 тысяч сумов с копейками, а рядом крупными цифрами выведена новая – 35.800. На каких дураков рассчитано это «снижение»? Не случайно очередей за этим товаром не наблюдается.
В супермаркете «Чиланзар» как-то обратил внимание на йогурты с 50% скидкой. Удивился изрядно, все-таки понижение значительное. Но «туман» рассеялся, как только взглянул на срок годности – он истекал в ближайшие дни.
Еще больше удивили меня скидки на газированную воду «Нестле» в супермаркете «Орзу», расположившемся в здании бывшего «Де мира». Цена литровой бутылки стоимостью 1 100 сумов была снижена вдвое – до 540 сумов. Но «ларчик» раскрылся быстро – на некоторых бутылках срок годности уже истек, на других – истекал сегодня-завтра. И это безобразие называется скидкой?
Пытаясь завлечь покупателей, некоторые крупные супермаркеты пошли еще дальше, объявив, что в выходные дни все без исключения продукты и товары продаются с 10% скидкой. Шаг вполне объяснимый, поскольку в свободное от работы время многие устремляются на оптовые и дехканские рынки. Однако покупатели пока не оценили этот благородный и щедрый порыв торговых руководителей.
В воскресенье в супермаркете «Мерам» (возле станции метро «Хамза»), где действовали эти суперскидки, никакого наплыва людей не ощущалось и в помине. Видимо, они уже «раскусили» выгоду этих скидок и явно их проигнорировали.
Многие продукты остались еще со вчерашнего дня. Например, мяса было очень мало, оно уже потеряло свежий вид, впрочем, и со скидкой его стоимость была значительно выше базарной. Красная картошка, причем далеко не лучшего качества, продавалась по цене 2 500 сумов. В данном случае снижение составляло 250 сумов, но ведь на дехканском рынке такая картошка продается по цене 1 500 сумов, так о какой выгоде речь?
«Кока-кола», «Фанта», соки «Дена» и «Близ» продавались очень дорого, так что даже с учетом скидки их стоимость заметно превышала ту, по которой их можно было приобрести на оптовых рынках. Получается, что шесть дней в неделю здесь торгуют по запредельно высоким ценам, а в воскресенье их чуть-чуть снижают, все равно обеспечивая алчным владельцам получение прибылей.
В супермаркете «Орзу» 10% скидки на продукты и товары действуют и в субботу, и в воскресенье. Правда, есть ограничения – они не распространяются на хлеб, сахар, напитки компании «Кока-кола». Впрочем, приобретя там мясо и подойдя к кассе, узнал, что и на него не действуют вожделенные скидки. «На него и так у нас снижена цена, так вы хотите, чтобы мы еще раз это сделали?» – популярно разъяснила мне кассирша. Я попытался убедить милую девушку, что снижение, которое произошло более месяца назад, – это уже не скидка, а новая цена. По ней приобретают мясо в любой будний день недели, а я все-таки специально приехал в выходной, так что логично предположить, что имею право на скидку. Не убедил…
Справедливости ради надо признать, что цены на некоторые товары (картошка, лук, «Кока-кола» и другие) в «Орзу» все-таки чуть ниже, чем в других супермаркетах. Но их очень мало, и из-за этого «чуть» приезжать сюда за покупками в выходные дни совершенно не выгодно.
В заключение хотелось бы дать совет покупателям: увидев в магазине волшебное слово «скидка», ни в коем случае не спешите покупать этот товар. Внимательно посмотрите на его срок годности, сравните с ценой в других торговых точках, в общем, хорошо подумайте.
Точно так же следует себя вести и при другом волшебном слове – «акция». Это в принципе такая же «липа», как и скидки, то есть способ продвижения неходового продукта или товара, цена которого непомерно высока.
Чулпон ХАМАТОВ.
делать скидки на продукты у которых срок подходит к концу нормальная практика во всем цивилизованном мире, что здесь необычного? Если автор не знает этого, зачем возмущаться то? А нормальные скидки на продукты питания, у нас на импорт никогда не будут, а на местное производство, тоже смотря какое…. тут не маркеты виноваты. Не зная истинную причину писать "статейку" как минимум глупо.