Сообщения о том, что одна за другой исламистские террористические группировки присягают на верность Халифу ИГИЛ аль-Багдади, свидетельствуют о том, что впервые после уничтожения Усамы Бен Ладена в мире террора запахло огромными деньгами. Но не все выстраиваются в очередь со своими фетво о преданности ИГ. На Ближнем Востоке, особенно в Сирии, воюют бандформирования, имеющие финансовых спонсоров, которые ставят лидерам задачи отличные от тех, которые решает боевые подразделения ИГИЛ.
К таким лидерам смело можно отнести Акмаля Джурбаева (позывной «Хожи Юсуф»), создавшего и возглавившего одну из самых дерзких террористических группировок сирийской оппозиции — «Катибатуль-Имамаль-Бухари» (КИБ), в которой большинство боевиков имеют паспорта стран ЦА и России.
Костяк группировки составляют боевики Исламского движения Туркестана (ИДТ), покинувшие по тем или иным причинам свои лагеря с 2011 года. Это не случайный факт, сыгравший основную роль как для создания банды, так и для избрания лидером Хожи Юсуфа.
История самого Акмаля Джурабаева может служить основой добротного приключенческого триллера со множеством параллельных сюжетных линий.
Акмал Джурабаев родился в 1974 году в Узбекистане, в Ферганской долине, в городе Намангане. Сейчас даже никто и понять не может, как так случилось, что юноша из светской семьи в начале 90-х всерьез увлекся исламом.
В 1993 году Акмал принял активное участие в конкурсе чтецов Корана, организованного миссионерами радикально-исламистского течения «Таблиги Джамаат» в Наманганской области, более того, стал одним из победителей этого конкурса. Наверное, участие в этом конкурсе и стало той роковой точкой невозврата, когда Акмал к 20 годам принял неожиданное для своих родных решение — уехать для учебы «на имама» в Саудовскую Аравию.
До поступления на первый курс факультета «Даъват» знаменитого университета «Жамиятул-Исломия» в Медине полному амбиций молодому наманганцу необходимо было улучшить знания арабского языка. Чтения Корана на языке Пророка, освоенного еще на родине, не хватало для получения высшего теологического образования. Поэтому первые шаги на ниве образования Джурабаев начал делать на языковых курсах в мединском университете «Уммул Куроъ». Юноша обладал коммуникабельным характером, у него появились первые знакомые — в основном среди узбеков, которые оказались в Саудовской Аравии еще в начале прошлого века. Джурабаев быстро обрастал необходимыми в чужой стране связями, порой самыми неожиданными.
С этого момента его жизнь меняется с калейдоскопической скоростью. Вот лишь короткое перечисление этапов его жизни. Вербовка сотрудниками спецслужб Саудовской Аравии и США, выполнение заданий по сбору информации об иностранных студентах, обучающихся в вузах Королевства, это позволило А. Джурабаеву не просто безбедно существовать в этой стране, но привезти из Узбекистана жену и детей.
Дальше — больше. Задание — внедрение в ближайшее окружение Тахира Юлдаша (лидера ИДТ) было выполнено блестяще. Джурабаев был назначен главой представительства ИДТ в Саудовской Аравии, получив полный доступ к информации о спонсорах и финансовых потоках в кассу Движения.
В 2006 году Т. Юлдаш отзывает Джурабаева в Пакистан, где последний становится видным лидером ИДТ. Потом в группировке начинается серия проблем. В 2008 году кто-то сдает важную информацию о расположении отрядов ИДТ, которая попадает армейскому командованию, получившему задание «прижать» группировку. После жестоких атак пакистанской армии на лагеря Движения оставшиеся отряды перемещаются из Ваны в Шкай.
В 2009 году кто-то устанавливает специальный датчик обнаружения на крыше дома, в котором жил Т. Юлдаш — атака американского беспилотника, гибель лидера Движения и всей его охраны. Долгое расследование контрразведчиками ИДТ серии предательств приводит их к Джурабаеву, которому перед самым арестом в 2011 удается бежать. Джурабаев был слишком полезным агентом, чтобы позволить ему сгинуть в горах Северного Вазиристана.
Джурабаева и членов его семьи приютили лидеры сети Хакани, которые, как известно, тесно сотрудничают со спецслужбой Пакистана. Встречи с кураторами из Саудовской Аравии и США, прибывшими специально в лагеря Хакани, позволили определить новый круг задач перед Акмалем Джурабаевым. Главная из них — создание узбекской террористической группировки на территории, контролируемой сирийской оппозицией.
После недолгих перипетий в Турции, куда со своим семейством был переброшен Джурабаев, включающий арест местной спецслужбой MIT, теперь уже Хожи Юсуфу удается создать и возглавить КИБ.
Группировка эффективно участвует во многих операциях, проводимых объединенным командованием сирийской оппозиции, хорошо зарекомендовала себя как успешное подразделение, которое может выполнять задания любого уровня.
Достигнув определенного роста в количественных и качественных показателях своих боевиков, Хожи Юсуф неожиданно столкнулся с проблемой пополнения своих отрядов новыми рекрутами. С одной стороны, слишком высока конкуренция на молодых мусульман, готовых воевать и стать шахидами, с другой стороны — опытные боевики всегда ищут командиров, которые готовы платить больше. Справедливости ради необходимо констатировать, что с такими проблемами сталкиваются и отряды «Джейш ул-Хур» и «Джабхат ан-Нусра».
Для того чтобы укрепить свою группировку, Хожи Юсуф готов даже идти на объединение усилий при выполнении специальных заданий с другими бандформированиями.
На проведение переговоров с потенциальными партнерами Хожи Юсуф выдал мандат своему советнику, имеющему позывной «Абу-Хижом» (о нем известно, что он гражданин Таджикистана из Согдийской области). Последний, используя свои личные связи, встретился в горном местечке близ сирийского города Алеппо с лидером группировки «Жаннат Ошиклари» (имеющим паспорт гражданина Кыргызстана), неким «Абу-Салохом».
Предложение Абу-Хижома — совместная вербовка молодых рекрутов и обучение их в базовом лагере КИБ. Идея лидером Жаннат Ошиклари была поддержана, как и специальная программа противодействия вербовщиков ИГИЛА, которые перехватывают желающих из ВЦАР воевать на Ближнем Востоке. Договоренности были закреплены командировкой сына Абу-Хижома — опытного боевика «Абдул Хакима» — для организации им углубленного изучения минно-взрывного дела в лагере Абу-Салохом.
И все же такая смычка двух группировок не решала проблемы бегства боевиков в отряды ИГИЛ. Поэтому лидеры КИБ и Жаннат Ошиклари приняли совместную программу по противодействию вербовщикам ИГИЛ. Одной из мер, которую со всей свойственной жестокостью реализовал Хожи Юсуф в отношении боевиков, которых заподозрили в желании перебраться в Ирак в отряды, подконтрольные ИГИЛ, — трое из них, завербованные в России, «Абдулло», «Муххаммадамин» и «Абдулбори» по распоряжению Хожи Юсуфа были публично казнены.
Еще один факт свидетельствует о том, что лидер КИБ будет и в дальнейшем решительно пресекать все попытки рекрутирования его боевиков под знамена ИГИЛ.
К осени 2014 узбекские джамааты в Сирии и Ираке перешли от обмена всевозможными угрозами и фетвами к исполнению обещаний о наказании отступников. Так, 27 октября 2014 года на территории Сирии по указанию Хожи Юсуфа был уничтожен один из главарей узбекской группировки в составе ИГИЛ — Хузайфа.
Хожи Юсуф обещал покончить со своим земляком, создавшим собственный джамаат под крылышком ИГИЛ, в который активно перевербовывал муджахедов КИБ, сразу после провалившихся переговоров об объединении в июне прошлого года.
К уничтожению Хузайфа члены КИБ готовились тщательно и заблаговременно. За машиной с Хузайфа боевики КИБ следили долго, действовали уверенно и продуманно. Во время заправки топливом служащему бензоколонки удалось повредить тормозной шланг. В результате машина с Хузайфа вместе с братом второй жены (кстати, они этнические узбеки из Кыргызстана) и охранниками, набрав огромную скорость, потеряв управление, многократно перевернулась — все находящиеся в машине пассажиры погибли.
Кроме того, идеологи движения усилили агитационную работу в рядах группировки. Вначале сам Хожи Юсуф выступил с публичными обвинениями в адрес Абу Бакра аль-Багдади в его связях со спецслужбами западных стран, а узбеков, которые воюют на стороне ИГИЛ, назвал «пушечным мясом».
В качестве основных аргументов в правдивость своих слов Хожи Юсуф приводит информацию из некоторых арабских интернет-изданий (Радио ajyal.com), из которой следует (сайт ссылается на данные Эдварда Сноудена), что Абу Бакр аль-Багдади, Халиф и главарь ИГИЛ, является специальным агентом израильской разведки Моссад по имени Эллиот Шимон. Другой источник, а именно сайт EGy-Press, сообщил, что главная задача Эллиота Шимона состояла в создании организации, способной привлечь экстремистки настроенных мусульман со всего мира и действовать таким образом, чтобы вызвать недоверие к исламу и чувство ненависти к мусульманам во многих странах.
В своих проповедях и Хожи Юсуф и его идеологи поясняют боевикам, что в конечном счете всех муджахедов, собравшихся под знамена ИГИЛ, уничтожат одним ударом.
Получится у лидера КИБ сохранить прежнее количество боевиков и даже увеличить численность своих отрядов? Простят ли лидеры ИГИЛ Хожи Юсуфу уничтожение Хузайфы? Будет ли аль-Багдади смотреть сквозь пальцы на оскорбления, которые ему наносит амир одного из самых дерзких джамаатов в Сирии?
Думаю, на эти и многие другие вопросы, связанные с боевиками — выходцами из стран ЦА и России, — мы узнаем ответы в самом скором будущем.
Виктор МИХАЙЛОВ