О реформах, касающихся конфиденциальной информации, именуемой коммерческой тайной.
Уважаемая редакция! Обращаюсь к вам за помощью. Разъясните мне, пожалуйста, на вашем сайте, какие в нашей стране проводятся реформы, касающиеся конфиденциальной информации, именуемой коммерческой тайной. Ведь как известно, под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау),которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Житель Ташкента, Андрей Строганов.
Прочитав письмо Андрея и ответив на его вопрос, мы решили в качестве примера привести статью ведущего научного сотрудника Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан Ахрора Рузиева.
Правовые основы охраны коммерческой тайны
Проводимые в стране рыночные реформы, способствующие улучшению деловой среды, развитию конкуренции, стимулированию развития предпринимательства коренным образом поднимают вопрос соблюдения правил здоровой конкуренции участниками рынка, в частности в вопросах охраны коммерческой тайны.
В этих целях в Узбекистане осуществляются широкомасштабные меры по созданию и дальнейшему совершенствованию необходимой законодательной основы коммерческой тайны, в результате которых укрепляются правовые гарантии данного института.
На сегодняшний день практически каждый хозяйствующий субъект формирует свой объем конфиденциальной информации, называя ее коммерческой тайной, но не всегда четко понимая, что стоит за этим определением и как защищать ее от недобросовестной конкуренции. Как отметил глава нашего государства в своем докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года, обеспечение свободы и прав в информационной сфере, включающие в себя такие составляющие, как свобода и реализация прав на получение, распространение информации и собственных идей, является краеугольным камнем основ построения демократического общества в стране.
Исходя из этого, а также во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2011 года № ПП-1572 «О дополнительных мерах по защите национальных информационных ресурсов» и постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 ноября 2011 года № 296 по реализации вышеуказанного нормативно-правового акта 12 сентября 2014 года официально опубликован и вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О коммерческой тайне».
До принятия Закона «О коммерческой тайне» правовые основы охраны коммерческой тайны в общем виде регламентированы в статьях 98, 1095-1097 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, в статьях 3, 6 Закона «О принципах и гарантиях свободы информации», а также в ряде других нормативно-правовых актах. Однако отсутствие единого подхода к данной проблематике и содержанию института защиты коммерческой информации, различное толкование и трактовка института правовой охраны коммерческой тайны, а также недостаточность нормативно-правовой базы и непроработанность ряда вопросов в этой сфере обусловили необходимость принятия данного Закона.
Следует отметить, что при разработке настоящего Закона учтены общепризнанные международные стандарты в этой сфере, а также передовой опыт таких зарубежных стран, как России, Беларусь, ФРГ, США, Япония.
Закон Республики Узбекистан «О коммерческой тайне» состоит из 21 статьи и направлен на обеспечение законодательного регулирования вопросов отнесения информации к категории коммерческой тайны, ее систематизации и предоставления, что определено прежде всего необходимостью защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях рыночной конкуренции, особенно в случаях, когда она носит недобросовестный характер.
В статье 3 Закона закреплены нормы, определяющие понятия «коммерческая тайна», «конфиденциальность коммерческой тайны», «собственник коммерческой тайны», «конфидент», «разглашение коммерческой тайны», «режим коммерческой тайны».
В частности, согласно новому Закону, коммерческая тайна означает информацию, имеющую коммерческую ценность в научно-технической, технологической, производственной, финансово-экономической и других сферах в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и собственник этой информации принимает меры по защите ее конфиденциальности.
Собственником же коммерческой тайны, согласно определению, установленному Законом, является юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение коммерческой тайной и установившее в отношении ее режим коммерческой тайны.
В статье 4 Закона предусмотрены основные требования к коммерческой тайне. Так, коммерческая тайна должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность для ее собственника в силу неизвестности ее третьим лицам; не являться общеизвестной или общедоступной в соответствии с законодательством; обеспечиваться мерами защиты ее конфиденциальности; не обладать признаками государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
В Законе конкретно определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, установлены права ее собственника, которые возникают с момента установления собственником в отношении информации режима коммерческой тайны.
Согласно статье 7 Закона, защита коммерческой тайны осуществляется ее собственником и (или) конфидентом до момента утраты конфиденциальности коммерческой тайны.
Данным нормативно-правовым актом также детально регламентированы положения об установлении режима коммерческой тайны, его изменении или отмене, мерах по ее защите, особенностях защиты коммерческой тайны в трудовых отношениях, а также основаниях для прекращения доступа к ней в процессе трудовых отношений.
В частности, в статье 10 Закона предусмотрены меры по защите коммерческой тайны, которые включают в себя определение перечня и объема сведений, составляющих коммерческую тайну; установление порядка обращения с коммерческой тайной и контроля за соблюдением такого порядка; учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне; нанесение на материальные носители коммерческой тайны или включение в состав реквизитов документов, ее содержащих, грифа «коммерческая тайна» с указанием ее собственника.
Законом закреплены меры по обеспечению конфиденциальности коммерческой тайны при ее предоставлении. Так, государственные органы обязаны создавать условия, обеспечивающие конфиденциальность коммерческой тайны, предоставленной им ее собственником или конфидентом. Работники государственных органов не вправе разглашать или передавать другим лицам, в том числе государственным органам, ставшую известной им в связи с выполнением служебных обязанностей коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также использовать ее в корыстных или иных личных целях.
Следует отметить, что Законом регламентированы порядок и ограничения по ознакомлению с коммерческой тайной в ходе судебного разбирательства. Так, в соответствии со статьей 17 Закона в ходе судебного разбирательства ознакомление суда и лиц, участвующих в деле, с коммерческой тайной допускается в части, относящейся непосредственно к существу спора, в котором собственник коммерческой тайны или конфидент выступает в качестве истца или ответчика. Кроме того, в данной статье детально регламентированы случаи разрешения неограниченного доступа суда к коммерческой тайне.
Принятие данного Закона значительно улучшает правовое регулирование процесса установления режима коммерческой тайны, находящегося в сфере общественных интересов, и содержит ряд новаций. Он восполняет пробелы законодательства о коммерческой тайне, позволяет уйти от различных подходов к ее определению, устанавливает в полном объеме права ее владельцев и конфидентов, а также обеспечивает однозначное понимание правовых вопросов установления для коммерческой тайны специального режима.
Важно отметить, что вступивший в силу Закон «О коммерческой тайне» будет способствовать созданию системы мер по охране и защите прав владельцев коммерческой тайны посредством эффективного нормативного, в том числе гражданско-правового регулирования отношений в данной области. Закрепление оснований, условий и пределов прекращения права владения коммерческой тайной, регламентация процедуры охраны и защиты прав ее владельцев имеют немаловажное значение для обеспечения неприкосновенности этого права.
Нет сомнений, что реализация норм данного нормативно-правового акта создаст благоприятные условия для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, а также послужит стимулирующим фактором к дальнейшему развитию информационных технологий, производственных новшеств, «ноу-хау» и инноваций, что в конечном итоге будет способствовать росту экономики и процветанию нашей страны.
Ахрор РУЗИЕВ,
ведущий научный сотрудник
Института мониторинга действующего
законодательства при Президенте
Республики Узбекистан.