back to top
14.9 C
Узбекистан
Вторник, 10 сентября, 2024

«Та-ра-ра-бумбия, сижу на тумбе я»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,760ПодписчикиПодписаться

Театр Марка Вайля «Ильхом» взялся за классику. Давно ждала этого. Бессмертный Антон Павлович Чехов. Или АЧ, как указано в инсталляции из деревянных реек, украшенных жёлтыми лампочками. Инсталляция висит справа от зрителя. Под инсталляцией Маша встречается с Вершининым. Спрашивает: «А тут светлее?» Когда глаза в глаза.

За постановку пьесы с мировой известностью взялась начинающий режиссер, ведущая актриса театра – Наталья Ли.

И что я вам скажу: после премьеры задумалась, что, может, и не стоит приглашать этих заграничных режиссёров и постановщиков. А доверять дело своим. Так сказать, тем, кто к телу ближе. Или тем, кто сидит рядом – на тумбе?

Основной состав спектакля:

Прозоров Андрей Сергеевич – Эмиль Хайрулин

Наталья Ивановна, его невеста, потом жена – Элина Климова

Ольга – Ольга Володина, заслуженная артистка Республики Узбекистан

Маша – Азиза Примкулова (в дубле – Клавдия Безматерных)

Ирина – Юлия Плакида

Кулыгин Федор Ильич, муж Маши – Владимир Юдин

Вершинин Александр Игнатьевич – Рафаэль Бабаджанов (в дубле – Пётр Кирюхин)

Тузенбах Николай Львович – Пётр Кирюхин (в дубле – Рафаэль Бабаджанов)

Солёный Василий Васильевич – Клавдия Безматерных (в дубле – Ян Добрынин)

Чебутыкин Иван Романович – Александр Златин

И, казалось бы, есть повод придраться, почему Вершинин – такой молодой? Актеру театра чуть больше двадцати. Вершинин говорит: «Как я рад, как я рад! Но ведь вас три сестры. Я помню – три девочки. Лиц уж не помню, но что у вашего отца, полковника Прозорова, были три маленьких девочки, я отлично помню и видел собственными глазами. Как идёт время! Ой, ой, как идёт время!»

При этом старшая из девочек – Ольга (Ольга Володина) гораздо старше Рафаэля Бабаджанова (Вершинин).

Есть ли в этом доля сарказма, юмора? Не думаю. Мне нравится, как Рафаэль справляется со своей ролью. Он серьёзен, сдержан, трагичен и глубок. Он смотрит зрителю в глаза, говорит: «У меня жена, двое девочек, притом жена дама нездоровая и так далее, и так далее, ну, а если бы начинать жизнь сначала, то я не женился бы… Нет, нет!» Верю ли я его словам? Верю!

Или вот Солёный Василий Васильевич, штабс-капитан. На премьерном показе его играет Клавдия Безматерных. И как? Зачем женщине играть мужчину. Удастся ли? Удалось.

Если абсолютно все герои постановки многолики, они грустят, тут же смеются, затем плачут, а потом радуются, то Солёный – это тень. Тень человека. Тень жизни. Лицо его мертвенно-белого цвета. На голове лысина – тоже белая. Он шутит, не меняя лица. Он признается в любви, он вызывает на дуэль. Солёный – эхо этого города, этого общества. Его отражение. «Цып, цып, цып… Барона кашей не корми, а только дай ему пофилософствовать», – говорит о себе Солёный.

К концу спектакля, с того момента, как он бросает перчатку – вызов Тузенбаху, барон становится ещё более бестелесным, бесполым. Привидением в доме Прозоровых. Привидением, которое убивает живого человека. Привидением, которое убивает жизнь и само исчезает после этого.

Особо хочется отметить Чебутыкина Ивана Романовича, военного доктора. Сыграл его Александр Златин. Вспоминается выражение «перетянуть одеяло на себя», но в положительном ключе.

Златин очаровывает, влюбляет, разбивает сердце. Ему сочувствуешь. Его жаль. Вот он – человек, который хочет работать. Вот он – человек, который учился очень давно и, окончив университет, не прочитал ни одной книги. Но всё равно интеллигент в каком-то роде.

«А я в самом деле никогда ничего не делал. Как вышел из университета, так не ударил пальцем о палец, даже ни одной книжки не прочёл, а читал только одни газеты… (Вынимает из кармана другую газету.) Вот… Знаю по газетам, что был, положим, Добролюбов, а что он там писал – не знаю… Бог его знает…»

Сейчас газеты вытеснил интернет. Мало что изменилось.

Сёстры получились разными. Но героиням удалось раскрыть свою трагедию. Они всё время хотят «уехать в…» Они разговаривают «о…» Расспрашивают Вершинина: «Вы из?..» Сёстры грезят о несуществующем городе, городе их детства. «Мы родились в…»

У старшей Ольги (Ольга Володина) постоянно болит голова – от несчастной одинокой жизни. «Совет только что кончился. Я замучилась. Наша начальница больна, теперь я вместо неё. Голова, голова болит, голова…»

Средняя, Маша (Азиза Примкулова) истерично читает «У лукоморья дуб зелёный…», путаясь в словах и мыслях. «Кот зелёный… дуб зелёный… Я путаю… Неудачная жизнь… Ничего мне теперь не нужно… Я сейчас успокоюсь… Всё равно… Что значит «у лукоморья»? Почему это слово у меня в голове?»

Младшая, Ирина (Юлия Плакида), так и не устроив личную жизнь, выбирает нелюбимую работу. Всё лучше, чем праздная жизнь. «Придёт время, все узнают, зачем всё это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить… надо работать, только работать! Завтра я поеду одна, буду учить в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, быть может, нужна. Теперь осень, скоро придёт зима, засыплет снегом, а я буду работать, буду работать…»

Антон Павлович – не прост. Мне он видится куда сложнее и трагичнее, нежели Фёдор Михайлович Достоевский. Странно, что об этом мало кто говорит.

У Чехова мрак в настоящем. И, возможно, в будущем настанет ещё больший мрак – если люди не начнут работать и в корне не поменяют свою жизнь. Антон Павлович верит, что поменяют. Но когда? Через сто, двести лет? Или ещё больше?

«Но почему он страшно популярный драматург?», — спрашивает меня мой друг, известный ташкентский гроссмейстер, после окончания спектакля.

«Психолог тонкий», — отвечаю я. Поэтому у него и мрачно всё. Психологизм сочетается с реализмом.

На мой взгляд, «Три сестры» — это женская пьеса. Развёрнуты женские темы. Изнутри. Если не все мужчины поймут спектакль – не расстраивайтесь. Тут стоит не столько нырять вглубь проблемы, сколько наслаждаться классикой и её исполнением в любимом Театре.

А закончить хочется словами героини Ольги и голосом Ольги Володиной, каким она произнесла эти слова: «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, ещё немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!»

Наталья Белоедова.

Фото: Анатолий Ким.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ – МОЛЧАНЬЕ…
    «Три сестры» всегда были для меня самой нелюбимой пьесой Чехова. И спектакль, привезенный в Ташкент московским «Современником» три года назад, со звездным составом, с изощренными мизансценами и затейливыми декорациями, – ничего не изменил: ушла с него без сожаления после первого действия. Может быть, тогда мне не хватило… кучи падающих, плохо закрывающихся и разевающих нутро в самый неподходящий момент чемоданов и чемоданчиков на почти голой сцене – как теперь, на премьере в «Ильхоме»?..
    Что-то очень важное открыли лично для меня эти не вовремя распахивающиеся чемоданы в ильхомовских «Трех сестрах». Чемоданы, которые никогда не пригодятся героям, потому что никто из них, этих персонажей, никуда не поедет. То есть не поедет в…
    «Вы, вероятно, жили до этого в…»
    «Да, я лишь недавно вернулся из…»
    «Мы тогда только что приехали из…»
    «На будущий год мы обязательно поедем в… в…»
    То самое, главное, заветное и несбыточное слово не будет произнесено ни разу. Рождая самим этим глухим умолчанием определяющую – обреченную и обрекающую – ноту всего действа. Ноту безысходности.
    О, уже одной этой пронзительно-щемящей режиссерской находки хватило бы, чтобы считать: чеховский спектакль в «Ильхоме» состоялся. Спектакль по самой, может быть, трагической русской пьесе – куда там «Грозе» или «На дне»! Потому что здесь идет речь даже не о сломанных или безвременно оборвавшихся судьбах, но – об их отсутствии. Люди без судьбы, мечта о счастье, так и не озвученная, словно захлебнувшаяся в сдавленном горле… Мы помним вскрик оборванной струны в «Вишневом саде», помним хлопОк «лопнувшей склянки с эфиром» в «Чайке». Но вот, оказывается, как звучит самый страшный из звуков: безмолвно вопиющее – не-звучание… Дальнейшее за которым – только молчанье. Тишина.

    • Лейла, до дрожи. Очень тонко и пронзительно. Я хотела написать про чемоданы. И что это единственная декорация ко всему спектаклю. Но потом подумала – я говорю больше о другом. Спасибо, что так раскрыли тему.

      • Кстати, ты очень точно выбрала для главной, первой иллюстрации фото финальной сцены.
        Нежными, спокойными голосами, с милыми улыбками, Ольга, Маша и Ирина подводят итог своей конченной в 20, 30, 35 лет жизни. Вот такая буквальная иллюстрация от «Ильхома» знаменитого принципа чеховской драматургии: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

До конца рабочей недели узбекистанцев ждут теплые дни без осадков

Узгидромет поделился прогнозом на ближайшие дни.

Больше похожих статей