Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Бомба замедленного действия»: как в Узбекистане решается проблема утилизации медицинских отходов

«Бомба замедленного действия»: как в Узбекистане решается проблема утилизации медицинских отходов

«Бомба замедленного действия»: как в Узбекистане решается проблема утилизации медицинских отходов

Департамент городского развития Всемирного банка подсчитал: к 2025 году количество твёрдых коммунальных отходов в мире возрастёт до 2,2 млрд тонн. Около 3% из них приходится на медицинские. Незначительная, на первый взгляд, цифра даёт ощущение относительной безопасности и контроля над ситуацией. В результате вопрос утилизации медицинских отходов оказывается на самой последней строчке в списке приоритетов развивающихся стран. Игнорирование проблемы чревато серьёзными последствиями для здоровья населения и экологии – из всех видов отходов медицинские считаются одними из самых опасных.

Медицинские отходы всегда появлялись в процессе деятельности больниц. До массового перехода на одноразовые медицинские принадлежности их количество было небольшим, и вопрос контроля решался относительно легко. Ситуация изменилась в XX веке, когда в лечебно-профилактических учреждениях стали широко использоваться одноразовые шприцы, капельницы, предметы ухода за больными (перчатки, подгузники и др.). Чем шире становился ассортимент медикаментов, тем больше ампул и таблеток отправлялось на мусорку из-за истёкшего срока годности, повреждения упаковки или по другим причинам. Тенденция к росту медицинских отходов сохраняется по сей день.

В 1979 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отнесла отходы медицинской сферы к категории особо опасных. Прежде всего, это материалы, инструменты и предметы, загрязнённые кровью, другими биологическими жидкостями; патологоанатомические, органические операционные отходы (органы, ткани), просроченные фармацевтические препараты и другие виды. Угроза, которую они несут здоровью пациентов, работников медучреждений и населению, реальная. В ходе исследований ученые установили, что в составе медицинских отходов содержатся токсичные вещества вроде ртути и тяжёлых металлов, радиоактивные компоненты, болезнетворные бактерии, вирусы и микроорганизмы. Отсутствие должного внимания к проблеме их утилизации может привести к массовым эпидемиям инфекционных заболеваний.

По данным ВОЗ, повторное использование шприцев и игл в 2010 году стало причиной распространения ВИЧ-инфекции (33 800 новых случаев), гепатита В (1,7 млн) и гепатита С (315 000). Темпы роста заражения вирусом гепатита С по регионам ВОЗ в 2015 году также связали с небезопасными инъекциями в медицинских учреждениях. Дополнительные риски возникают при ручной сортировке опасных медицинских отходов.

Экономия на профессиональной утилизации опасного мусора угрожает и экологии. В процессе сжигания материалов с содержанием хлора, свинца, ртути и кадмия в воздух выбрасываются вредные вещества. Вывоз медицинских отходов на городские свалки, его нелегальное захоронение может повлечь заражение почвы, воды.

Совместные исследования ВОЗ и ЮНИСЕФ показывают: о последствиях мало кто задумывается. В 2015 году организации проверили медицинские учреждения в 24 странах на наличие систем безопасной утилизации опасных отходов. Больше половины больниц (58%) «экзамен» прошли. В остальных над решением проблемы либо недостаточно работали, либо не занимались ей вовсе. Причины разные – кто-то слабо осведомлён об опасностях для здоровья, которые несут отходы медицинских учреждений, кому-то не хватает финансовых и кадровых ресурсов.

В странах с низким и средним уровнем дохода вопрос утилизации больничного мусора – последний в списке приоритетов. Многие даже не имеют надлежащего нормативного регулирования. Те, у кого законодательство есть, не всегда обеспечивают его соблюдение.

К какой категории из указанных двух можно отнести Узбекистан?

О необходимости разработки и реализации предложений по улучшению положения дел в сфере экологии и, прежде всего, по усилению государственного контроля в области обращения отходов регулярно говорят с высоких трибун. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев лично указал на недостаточное внимание к серьёзным проблемам экологии, которые влияют на здоровье людей и обеспечение благополучной эпидемиологической обстановки в стране, на расширенном заседании Кабинета Министров, посвящённом итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год.

В республике есть Закон «Об отходах» (№ 362-II от 5.04.2002 г.), действуют «Санитарные правила и нормы сбора, хранения и утилизации отходов в лечебно-профилактических учреждениях Республики» (СанПиН № 0317-15), которые утвердили на заседании Комитета по гигиенической регламентации потенциально неблагоприятных факторов окружающей человека среды при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (протокол №14 от 29.09. 2014 г.). СанПиН обязаны соблюдать все лечебно-профилактические учреждения, организации, занимающиеся сбором, хранением и транспортировкой отходов здравоохранения, а также проектированием и эксплуатацией установок переработки, обеззараживания и полигонов захоронения твердых отходов. Контролирует исполнение Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Узбекистан в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с действующим законодательством. Нарушение правил преследуется по закону.

Казалось бы, работа налажена. Однако по информации, которая на днях поступила в редакцию интернет-издания NUZ.UZ, реальное положение дел, связанных с обращением медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях страны и, в частности Ташкента, как минимум, удручает. Источник оставил попытки достучаться до Министерства здравоохранения Узбекистана, чтобы обратить внимание на актуальную и опасную проблему, и решил обнародовать имеющиеся у него сведения.

По его приблизительной оценке, лечебно-профилактические учреждения, которые входят в систему здравоохранения республики, в день образуют около 150 тонн медицинских отходов. Из них 25%, или свыше 37 тонн, составляют опасные отходы. Большая часть – это шприцы, системы и прочий пластиковый инвентарь. Согласно СанПиНу, они относятся к классу Б – опасным (рискованным) отходам, так как загрязнены биологическими жидкостями пациентов (в том числе кровью, выделениями). Прежде чем попасть под обработку и в утилизацию, использованные материалы в большинстве случаев хранятся в необорудованных подвальных помещениях лечебных корпусов неделями.

Сбором и переработкой медицинских отходов в столице занимаются фирмы при Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Ташкента (СЭС). Данная деятельность в стране сегодня не лицензируется. Это значит, что утилизацией опасных отходов при желании может заняться практически любой желающий. Каждое ЛПУ заключает договор на вывоз отходов самостоятельно. То, как компании будет от них избавляться, находится вне компетенции администрации медучреждений. В то время, когда ВОЗ рекомендует переходить на технологии термического обеззараживания и автоклавирование, местные фирмы практикуют устаревшее химическое обеззараживание отходов и сжигание. Эти методы – прямая угроза экологической и эпидемиологической безопасности, обеспечение которой является государственной задачей.

Из-за отсутствия у СЭС системного подхода к контролю обращения медицинских отходов и современным методам организации мероприятий по их утилизации сложно утверждать, что требования СанПиНа соблюдаются подрядчиками в должной мере. Сложившаяся ситуация с бесконтрольным оборотом опасных материалов не может исключить и их попадания на свалки ТБО.

По словам собеседника NUZ.UZ, проблемами стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях также занимаются номинально. Администрации ЛПУ выгоднее приобрести систему ультразвуковой диагностики или рентгеновский аппарат, чем, например, современную автоклаву. По этой причине оснащённость в отделениях централизованной стерилизации оставляет желать лучшего. Использованные инструменты дезинфицируются в автоклавах, которые эксплуатируются более 30 лет. При этом истёкший срок ресурса не может гарантировать 100% обеззараживание и безопасность при вторичном использовании. Не проводится и переподготовка операторов автоклав на базе Ташкентского института усовершенствования врачей. С работой по морально устаревшей методике справляется младший медицинский персонал.

Решением проблемы утилизации медицинских отходов в республике важно заниматься уже сейчас. Стране не придётся идти вслепую – достаточно изучить мировой опыт и рекомендации ВОЗ, к которой Узбекистан официально присоединился в 1992 году.

Большинство специалистов считают, что химическое обеззараживание и сжигание - это неустойчивые, устарелые и наиболее дорогостоящие методы обращения с медицинскими отходами. Альтернативой являются технологии, которые предусматривают паровое обеззараживание (автоклавирование) и утилизацию. На них перешли медицинские учреждения в более чем 40 развитых странах.

В Европе новые методы не только успешно применяют, но и разрабатывают собственные подобные технологии. Лидерами в производстве современных стерилизаторов и утилизаторов считаются Италия, Нидерланды, Германия. По информации источника, в Узбекистан в 2016 году на волне первых реформ, которые продемонстрировали мировому сообществу открытость и готовность республики в лице её лидера к сотрудничеству, прибыли немецкие бизнесмены. Их привлёк пустующий рынок в сфере стерилизации и утилизации медицинских отходов. Однако отсутствие единого комплекса мер по решению проблемы обращения опасных медицинских отходов и заинтересованности в её решении со стороны Министерства здравоохранения заставило инвесторов задуматься о целесообразности инвестиций.

Проблема утилизации отходов, в том числе медицинских, носит долгосрочный характер. Их количество стабильно растёт из года в год, всё больше усложняется состав, а вместе с ним увеличивается уровень опасности. Откладывать решение проблемы обращения медицинских отходов на потом – значит, рисковать здоровьем миллионов граждан вместо того, чтобы его беречь.

***
Редакция NUZ.UZ обратилась в Министерство здравоохранения Узбекистана с просьбой прокомментировать информацию, изложенную в статье. Сам материал был передан в пресс-службу ведомства 4 июня. Установленный законом срок на рассмотрение запроса СМИ – 15 дней – вышел, однако внятного ответа либо обоснованного отказа в рассмотрении редакция не получила. В связи с этим NUZ.UZ публикует статью и приглашает к обсуждению темы заинтересованные стороны.

Азиз Валиев.
Комментарии
Проблема решится только тогда, как Министром назначат специалиста с дипломом профилактического врача, а не с дипломом лечащего врача.
Бездельник
Все умные однако.
Министерство Здравоохранения это такое место, где на всех и на все ...
Им просто наплевать, кто и что? Я сам лично был свидетелем и участником события, когда они проигнорировали письма (несколько писем и несколько звонков) направленные к ним с гигантских международных организаций. Слагается такое ощущение, что данное министерство - отдельное государство.
Обращения же своих (медицинский персонал), для них "плюнуть и растереть". Выражением "просто ужас" я выставляю себя человеком - очевидностью.
Эх, если эти комментарии хоть что-то изменили бы.
Вадим
Странно но само название министерство здравоохранения звучит заботливо .А на деле как?
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Хоким Ташкента пообещал в шесть секунд сделать журналистов геями за критику его заводов (аудио)

В феврале с владельцев колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов начнут взимать утилизационный сбор

Хокимият напомнил узбекистанцам, сколько им можно тратить на свадьбы и похороны (видео)

Зачем «культурный» Ташкент разоряет исторический Самарканд

expo
Похожие статьи