Иммунолог, доктор биологических наук, профессор, основатель благотворительного фонда IDEA, California, LA USA Петр Игнатов ответил на несколько вопросов редакции Nuz.Uz.
Он рассказал о патогенезе Covid-19 и стратегии лечения болезни на самых ранних этапах.
Сейчас, когда этот коронавирус интенсивно изучают тысячи ученых в разных странах, возникло определенное понимание патогенеза Covid-19, динамику которого, в общих чертах, можно выразить следующим образом:
1. Коронавирус вместе с вдыхаемым воздухом попадает в дыхательные пути здорового человека. В зависимости от дозы и ряда других обстоятельств он адгезируется (прикрепляется) к клеткам гортани, трахеи, бронхов или проникает ниже. Здесь возникают первые воспалительные очаги и симптомы фарингитов, бронхитов, лихорадки и др.
2. При дальнейшем развитии болезни вирус проникает ниже — в легкие, где поражает клетки легочного эпителия и макрофаги. Клетки эпителия начинают разрушаться и нарушается барьер между легкими и кровью. Вирус попадает в кровь, а плазма крови, наоборот, проникает в альвеолы легких. Возникает одышка, боль в груди, кашель и другие симптомы.
3.Зараженные макрофаги не погибают, но нарушается их деятельность и они начинают продуцировать массу про-воспалительных цитокинов (цитокиновый шторм). Эти сигнальные белковые молекулы вызывают множественные воспалительные реакции в организме, что приводит, в частности, к нарушению коагулирующих свойств крови и образованию многочисленных тромбов в мелких кровеносных сосудах разных органов, прежде всего легких, сердца, почек, мозга и др.
4. К активному развитию патологических процессов часто присоединяется бактериальный сепсис и возникает нарушение функции какого-либо органа (чаще всего легких) или множественная (полиорганная) их недостаточность. Невозможность компенсировать эти процессы приводит к смерти больного.
В зависимости от свойств организма и его иммунной системы Covid-19, даже без всякого лечения, может обрываться на любом этапе этого инфекционного процесса. Поэтому мы и наблюдаем такой разброс в формах течения болезни (бессимптомные, легкие, тяжелые). Но тяжелые формы, которые сопровождаются пневмониями и смертью пациентов развиваются ведь не в один день. Они проходят все вышеописанные стадии. А это занимает определенное время, которое нельзя упускать. Поэтому я и считаю, что основные усилия должны быть направлены на лечение больных именно на ранних стадиях и недопущение перехода их болезни в тяжелые формы.
Вместе с тем, необходимо понимать, что эффективного лекарства, с помощью которого можно точно вылечиться от Ковид-19 — пока не существует. Поэтому не следует настойчиво требовать его от врачей, подозревая их в коррупции или личной неприязни. У них просто нет этого лекарства!
Минpдрав Узбекистана выпустил несколько довольно удачных брошюр, где в сжатой и доступной форме представил информацию о наиболее приемлемых методах лечения Ковид-19 в ранние сроки. К этому хотелось бы лишь добавить немного информации из опыта других стран, ну и высказать свое, сугубо личное мнение.
Стратегия лечения на самых ранних этапах, по- моему, должна сводиться к двум основным направлениям.
Это — подавление коронавируса и одновременно, проведение коррекции иммунного ответа, с целью усиления его гуморального звена. В дальнейшем акцент будет смещаться на борьбу с гиперергическими воспалительными реакциями и тромбообразованием в мелких сосудах. Противовирусная терапия на поздних этапах малоэффективна и обычно отходит на второй план.
Современная медицина во многих странах сейчас сосредоточилась на нескольких противовирусных лекарственных препаратах: гидрооксихлорохине, фавипиравире и ремдесивире. (А где-то, кстати, уже от них и отказалась, признав не эффективными). Противокоронавирусная их активность почти одинаковая и колеблется в исследованиях различных авторов от 0 до 30%. Тем не менее, их использование на ранних этапах болезни может иметь некоторый успех и при правильном применении, вероятно, будет полезным. Поэтому, если есть такая возможность, то их стараются использовать как можно раньше. Вместе с тем не следует забывать, что препараты эти очень токсичны и имеют массу противопоказаний. Применять их нужно только под контролем врача.
В Узбекистане, если не ошибаюсь, врачи рекомендуют принимать гидроксихлорохин даже контактным больным, то есть, только подозреваемым в заражении. Возможно их прием в рекомендованных низких дозах — это неплохое решение. Но сюда бы следовало добавить прием витамина Д3 и препаратов цинка, стимулирующих иммунитет.
Если первоначально воспалительные процессы локализуются в верхних отделах дыхательных путей, то достаточно эффективными методами являются — полоскание, промывание носа, ингаляции и прогревания. Для полосканий обычно используют различные коммерческие растворы, предназначенные для горла и ротовой полости. Особенно следует обратить внимание на препараты, содержащие мирамистин и хлоргексидин.
Но довольно эффективным и доступным является раствор обыкновенной соды, куда добавляют 1-3% поваренной соли. Раствор должен быть достаточно теплым (но не кипяток !!! ), чтобы сода могла максимально проникнуть в ткани. Коронавирусы не стабильны в щелочной среде. Кроме того, сода нейтрализует закисление тканей, которое вызывается воспалением и действием коронавирусных ферментов. В результате, реакции иммунитета в этой области проходят по самому оптимальному сценарию.
Я уже писал, что хороший эффект может оказывать самый обыкновенный жженый сахар. В Ирландии и Америке для этой цели применяют даже теплую Кока-Колу, прокипяченную для дегазации. Можно полоскания жженым сахаром чередовать или смешивать с содово — солевым раствором. Полоскания стараются делать как можно чаще.
Доказанными и хорошими противокоронавирусными свойствами обладает глицерризиновая кислота — основной компонент различных экстрактов лакрицы (солодки). Сиропы и различные экстракты этого растения принимают перорально (т.е. через рот) или используют их для полоскания горла. Кроме противокоронавирусного эффекта, глицерризиновая кислота активно подавляет про-воспалительные эффекты иммунитета и, наоборот, стимулирует выработку антител. То есть, действие ее многостороннее и очень полезное при Ковид-19, причем на любом этапе развития болезни. Большие исследования в этом направлении были проведены Китайскими врачами.
Если вирус проникает ниже и поражает бронхи и нижние отделы легких, то эффективного воздействия можно добиться только с помощью ингаляций (вдыхания) лекарственных веществ с помощью аэрозоля. Я уже писал, что наиболее результативно для этих целей использование небулайзеров, которые превращают лекарство в мелкодисперсный аэрозоль. При вдыхании такое лекарство проникает глубоко в легкие, где и оказывает свое целительное действие.
Так как лекарство действует местно и не распределяется по всей массе организма, то и дозы его требуются обычно раз в 10 меньше, чем при пероральном или ином применении. Это показано, например, в исследованиях о ингаляции противовирусных препаратов (гидрооксихлорохина и ремдесивира). Вообще, сейчас при Ковид-19, проводится много интересных и перспективных работ, связанных с ингаляционным методом доставки лекарственных средств прямо в легкие.
Самым простым и доступным препаратом для ингаляций через небулайзер на ранних этапах может быть тот же раствор соды. Сода снимает лактоацидоз (закисление), разжижает мокроту и стимулирует отхаркивающий эффект.
В медицинской практике многих стран для лечения респираторных инфекций с помощью холодной (небулайзерной) ингаляции применяют экстракты различных трав. В частности, при Ковид-19 это могут быть экстракты той же солодки, содержащие глицерризиновую кислоту. Но очень важно, чтобы раствор для ингаляции был тщательно профильтрован и выглядел, хоть и окрашенным, но совершенно прозрачным. В противном случае — и небулайзер может выйти из строя, и вдыхание крупых частиц просто вредно.
Для небулайзерной ингаляции применяется множество официальных препаратов, направленных на уменьшение воспалительных реакций, разжижения слизи, стимуляции отхаркивания и т.д. Могут быть использованы ингаляции коммерческих спреев, среди которых особое внимание следует обратить на кромогликат натрия, который блокирует дегрануляцию лейкоцитов.