Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Гастрономия и туризм – не близнецы, но братья

Гастрономия и туризм – не близнецы, но братья

Национальная кухня и кулинарные традиции народа - существенные элементы туристcкой мотивации.

На мировом туристском рынке разные формы взаимосвязи туризма и гастрономии существовали всегда. Буквально за несколько последних лет резко возросло внимание к гастрономическим турам со стороны как потребителей и организаторов этого туристского продукта, профессиональных гастрономических и кулинарных организаций, так и широкой общественности.

По мнению Всемирной туристкой организации ООН (ЮНВТО), этот произошло потому, что гастрономический туризм (в варианте ЮНВТО - «food tourism») стал «явлением универсального характера, оказывающего положительное влияние на местные экономики, занятость и культурное наследие». Именно поэтому, этот вкусный вид туризма в последние годы постоянно находится в поле зрения ЮНВТО и большинства национальных туристских администраций.
Гастрономия и туризм – не близнецы, но братья

Хорошо известно, что традиции национальной кухни уже давно является предметом туристского интереса. Более того, питание обязательно включено в любую туристскую программу, поскольку удовлетворение чувства голода является ежедневной потребностью человека. Туристы - не исключение. Кроме того, при организации культурно-познавательных туров, гастрономия и кулинарные традиции являются существенным дополнением туристских программ. В ряде случаев, национальная кухня становится главным побудительным мотивом для путешествия гурманов, профессиональных кулинаров и любителей.

Традиционная кухня уже давно считается необходимым компонентом культурного туризма. ЮНЕСКО признает национальную гастрономию и кулинарию частью истории и культурного наследия народов. Кроме того, сама гастрономия может является основным элементом туристского продукта и существенным фактором для привлечения туристов. «Вкусный» туризм практически не подвержен сезонности и может быть привлекательным компонентом для того, чтобы разнообразить любой туристский продукт.

Все вышесказанное послужило поводом для проведения экспертами ЮНВТО исследования, выводы которого также отражены в Глобальном докладе по гастрономическому туризму. Несмотря на то, что этот документ был опубликован несколько лет назад, он не потерял своей актуальности и может быть полезен для большинства стран, особенно в регионе Шелкового пути.

По данным экспертов ЮНВТО, гастрономический туризм в структуре мировых туристских составляет примерно 30%, а «гастрономия представляет собой важный элемент местной культуры и самобытности», является одним из конкурентных преимуществ национального туристского продукта.

Согласно исследованию, проведенному в рамках подготовки Глобального доклада ЮНВТО по гастрономическому туризму, 88,2% респондентов считают, что гастрономия является стратегическим элементом в определении бренда и туристской дестинации. При этом, 11,8% высказали мнение, что гастрономия играет второстепенную роль. Тем не менее, большая часть респондентов считают, что их страна имеет свой собственный гастрономический бренд (66,6%). Вместе с тем, значительная часть (32,3%) считают, что их страна не обладает собственным брендом в области гастрономии.

Важным моментом является взаимосвязь экспортного потенциала туризма, гастрономии, сельского хозяйства, в том числе и виноделия в странах Шелкового пути, с возможностью вовлечения малых и средних предприятий, как туристских, так поставщиков сопутствующих услуг – например, винодельческих ферм и хозяйств. Кроме того, этот подвид культурно-познавательного туризма может способствовать оживлению и диверсификации туризма путем вовлечение многих участников туристского процесса и расширения межотраслевого и регионального сотрудничества.

Экспертное туристское сообщество уверено, что гастрономический туризм, это не просто популярный турпродукт, но и серьезная экономическая составляющая туристского процесса ряда стран и при правильной организации и продвижении, может стать серьезным фактором повышения конкурентоспособности туристской дестинации, что позволит и Узбекистану, в частности, занять достойное место на гастрономической карте Шелкового пути.

К числу важных рекомендаций ЮНВТО для многих стран Шелкового пути, можно отнести подходы, ориентированные на стратегию устойчивого развития туризма, как, например, использование только местных и сезонных продуктов, оказание поддержки местным предпринимателям, поставляющим «экологическую» еду.

Большое внимание мировое туристское сообщество уделяет вопросам привлечения инвестиций в развитии сельского и агротуризма, «предоставляющих посетителям уникальную возможность лично принять участие в местной сельскохозяйственной деятельности и познакомиться с пейзажами и биоразнообразием турнаправления*».

По мнению экспертов, взаимодействие участников туристского рынка с министерствами туризма и сельского хозяйства, ННО и местными предприятиями по развитию сельского и агротуризма «способствует инвестированию средств в развитие местных сообществ, устойчивого туризма и методов ведения сельского хозяйства**» .

Ну и конечно, конкурентные туристские предложения должны учитывать местные аутентичные гастрономические особенности и кулинарную культуру, стимулировать повышение профессионализма людей, занятых в этой сфере, поддерживать цепочку создания стоимости путем передачи знаний и умений в приготовлении блюд национальной кухни, обеспечивать безопасность пищевых продуктов и технологий их обработки, создавать гастрономические события, фестивали, праздники и любые другие мероприятия, связанные с гастрономией и др.

Среди элементов гастрономической культуры турнаправления, которые должны фигурировать в рекламных кампаниях, большинство респондентов ссылаются на качество, возможность выбора и региональное разнообразия пищевых продуктов. Респонденты также указывают на важность кулинарных предложений с региональными и местными особенностями, которые бы сочетали как традиции, так и инновации.

В этой связи, необходимо отметить, что на традиционную национальную кухню все больше влияния оказывают процессы глобализации и инновации, а так же изменение вкусов потребителей, что в свою очередь ведет к постоянному поиску и созданию новых кулинарных рецептов на основе традиционной кухни.

Что касается гастрономической деятельности дестинаций связанной с туризмом, респонденты, подчеркнули в первую очередь важность гастрономических мероприятий, выставки, ярмарки, и т.д. (79% респондентов). Далее следуют разработка и внедрение новых гастрономических маршрутов, кулинарные мастер-классы и семинары (62%), продовольственные ярмарки, где представлены местные продукты (59%), посещение рынков и сельхозпроизводителей (53%).

Только 12% респондентов отметили, что гастрономические предложения, включенный в состав турпродукта, являются менее привлекательными для туристов, чем посещение музеев.

Говоря о поступлениях от гастрономического туризма большинство респондентов отметили, что до сих пор нет систематического анализа экономических выгод этого вида туризма. Тем не менее, имеются предварительные данные, что объем и доходы от данного сегмента для турнаправлений является, порой очень существенным и составляют не менее 30%, хотя имеют большой потенциал для увеличения.

Подводя итог, ЮНВТО делает несколько выводов и рекомендаций для дестинаций по выработке эффективной политики и стратегии в области развития и продвижения гастрономического туризма.

Во-первых, традиционные модели развития гастрономического туризма должны уступить место стратегическим инструментам развития для формирования качества, разнообразия и уникальности местной продукции, поддержания и сохранения кулинарных традиций и гастрономии дестинаций.

Гастрономические турпродукты должны быть основаны на подлинности, культурных ценностях, самобытности, устойчивости, качестве продуктов и услуг, безопасными для потребителей, иметь инновационные элементы. Для рынков с высоким уровнем конкуренции необходимо уделять внимание изучению тенденций и вкусов потребителей. Что, кстати сказать, является одной из основ успешной и эффективной стратегии развития устойчивого туризма вообще.

Во-вторых, гастрономический туризм является стратегическим элементом имиджа и стратегии продвижения любой туристской дестинации. Эксперты ЮНВТО отмечают необходимость привлечения профессионалов в разработке и продвижению гастрономического бренда дестинации, использование традиционных рекламных инструментов, не забывая об Интернете и социальных сетях.

В-третьих, создание инструментов сотрудничества между всеми участниками в данной цепочке создания туристского продукта на разных уровнях (производители, рынки, рестораны, отели, туроператоры, органы государственного управления и т.д.), а также необходимость развития и распространения знаний и исследований по гастрономическому туризму.
_____________________________________
* из Глобального доклада ЮНВТО по гастрономическому туризму.
** там же.

С. ДАНИЛОВ.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Крупный пожар в Ташкенте тушили более двадцати единиц техники на протяжении нескольких часов

Cенсация: британские ученые заявляют о ферганском происхождении легендарной дамасской стали

Танцующий сотрудник ППС в Ташкенте взорвал интернет (видео)

Снова жара: на этой неделе синоптики обещают повышение температуры до +38 градусов

expo
Похожие статьи
Теги
С. Данилов