Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Лучше меньше, да лучше. О преемственности традиций в архитектуре и…кулинарии

Лучше меньше, да лучше. О преемственности традиций в архитектуре и…кулинарии

Зона Чарвакского водохранилища, расположенная в 80 км. от Ташкента, в достаточно освоенном районе, располагает исключительно богатыми природными возможностями для организации летнего и зимнего отдыха. Поселок Чарвак, расположенный у подножья Чарвакской плотины тянется вдоль реки Чирчик. Здесь же находится Чарвакское водохранилище, на берегу которой построены многочисленные пансионаты, зоны отдыха, детские и спортивно – оздоровительные лагеря, с многочисленными маршрутами, тропами, водопадами, ущельями, ореховыми рощами и фруктовыми садами. В летний период основными видами отдыха становятся различные виды водного спорта, аэродельтоплановый спорт и др. Туристы совершают автомобильные экскурсии вокруг водохранилища, пешие походы в горы, верхом на лошадях через горно-лесной Чаткальский заповедник.

Освоение примыкающего к Чимгану Бельдерсайского хребта дало возможность организации здесь зимнего отдыха с оборудованием горнолыжных трасс, длиной скоростного спуска до 4000 м. В состав туристского комплекса вошли комфортабельные гостиницы, рестораны, кафе и бары, открытые бассейны, помещения для развлечений и игр, спортивные сооружения. В районе Чарвакского водохранилища расположено огромное количество древнейших на территории Узбекистана исторических и археологических памятников. Современный поселок Чарвак (в переводе - четыре сада) расположен в непосредственной близости от древнего поселения Ходжикент, в переводе означает «населенный святыми».
Лучше меньше, да лучше. О преемственности традиций в архитектуре и…кулинарии

В настоящее время по всей округе появилось большое количество ресторанов, кафе, мотелей, разного вида сооружений и других уютных местечек, где всегда можно остановиться, отдохнуть, вкусно и недорого перекусить. Большой поток туристов, рост населения способствовали быстрой застройке поселка, увеличению транспортного потока, расширению системы обслуживания. В результате общественного развития, роста материальных и духовных потребностей людей, обостренных рыночными отношениями, объективно возникает дефицит организованно-застроенного архитектурного пространства.

Стремление бизнес класса и предпринимателей к получению сверхприбылей вступают в конфликт с проектами архитекторов. Самодеятельный способ реконструкции, хаос в застройке, штучное проектирование, отсутствие концепции и единого генерального плана на перспективу, не комплексная застройка территории приводит к композиционным и стилевым нарушениям. Здесь можно увидеть архитектурные сооружения где присутствуют классические греческие колонны, треугольные фронтоны классицизма, элементы стиля барокко и т.д. Кулинария - не меньшее искусство, чем архитектура. Соединяясь в современных предприятиях общественного питания, эти два вида искусств должны дополнять, а не противоречить друг другу.
Лучше меньше, да лучше. О преемственности традиций в архитектуре и…кулинарии

К сожалению, не практике не всегда так. Все больше чувствуется стремление претворить в современную региональную градостроительную культуру собственное представление застройщиков и желание подражать величию античного и средневекового европейского искусства. При таком бурном строительстве, бизнесмен или местный проектировщик, задумавший построить новое сооружение, хочет получить за свои деньги отражение своей индивидуальности, что можно проследить на примере ресторана «Золотая подкова», и ряда других сооружений.

Технологии, разработанные в 60-х гг. прошлого века для рационального массового строительства жилых и общественных зданий из унифицированных сборных элементов, предусматривающие стандартизацию и типизацию, таят в себе опасность монотонной застройки окружающей среды. Хотя, в мировой практике уже давно идет гибкий подход в строительстве и проектировании.
Предприятия общественного питания увеличивают посадочные места с дальнейшим использованием их и в зимнее время, что приводит к композиционной несовместимости форм, открытых и закрытых пространств, к применению различных строительных материалов и конструкций. Террасное строительство функционально не оправдано (в связи с нерациональным использованием земли), плохо учитывается рельеф местности, природный ландшафт.

Идет полное смешение стилей, что приводит к эклектике. На протяжении каждой общественной формации изменялся образ жизни, политический строй, формы общественного сознания и, разумеется, эстетические взгляды. Общественные здания все больше и больше становятся объектом средневекового орнаментального оформления. Внешняя форма не отвечает внутренней функции сооружения, здесь так же чувствуется разнородность стилей внешнего и внутреннего пространства, не чувствуется взаимосвязь архитектуры с окружающей первозданной природной средой и большинство строящихся сооружений имеют городской характер застройки, не комплексно решаются инфраструктурные элементы.

Правильно ли будет сегодня переходить к строительству европейских античных, средневековых, готических сооружений? История развития тысячелетней региональной архитектуры существует в тесной связи с формами античных и средневековых архитектурных сооружений. Эти архитектурные сооружения стали прототипом современной архитектуры страны, открывают дальнейший путь развития архитектуры, организации пространства, использования природного материала, чувство пропорции, гармонии архитектурных традиций и природы.
Лучше меньше, да лучше. О преемственности традиций в архитектуре и…кулинарии

Главный принцип художественного развития архитектуры в нашу эпоху должен стать подлинно новаторский курс к проблеме преемственного развития и обновления наследия старого в создаваемом новом. Действительность современного Узбекистана, будучи частью исторически обусловленной общемировой действительности, в то же время получает свои неповторимые очертания благодаря традициям страны, и занимает достойное место в оправе культуры народов мира. Сила традиции настойчиво привлекает внимание живущих здесь людей в рамках этой действительности и в то же время стремящихся вновь и вновь переосмыслить ее.

И не случайно в одном из выступлений президент страны И.А. Каримов отмечал: «Исторический опыт, преемственность традиций – все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения».

Сегодня, преемственность традиций можно проследить в развитии региональной художественной живописи, скульптуре, прикладном искусстве, в музыке, в новых направлениях узбекской моды. Если бы все было иначе, если бы проблемы современности не требовали бы неотложного решения, мы могли бы принимать традиции спокойно, как просто истории, старые обычаи, как нечто, принадлежащее прошлому. Только те, чей взгляд устремлен в будущее, осознают, что традиция живет и существует. Лишь они могут противостоять ей и преодолеть ее. Это не значить, что необходимо разрабатывать грандиозные проекты на будущее или всеми силами держаться за прошлое, напротив, необходимо понять, что самая насущная задача современности – найти синтез между прошлым и настоящим, творчески возвысить как прошлое, так настоящее и сохранить это в будущем.

И нет ничего удивительного, что такая же историческая и культурная взаимосвязь прослеживается не только в искусстве и архитектуре, но и в узбекской национальной кухне, основанной на богатых кулинарных традициях.

Р. АВАЗОВ, кандидат архитектуры (Самарканд)
специально для проекта Вкусный Узбекистан.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)