Главная > Свободное мнение > Уравнять неуравнимаемое или как собирается Саида Мирзиёева уравнять журналистов и блогеров

Уравнять неуравнимаемое или как собирается Саида Мирзиёева уравнять журналистов и блогеров


Уравнять неуравнимаемое  или как собирается Саида Мирзиёева уравнять журналистов и блогеров

Дочь президента Шавката Мирзиёева, Саида Мирзиёева выступила с инициативой уравнять блогеров с журналистами. Довольно интересная инициатива, но вызывает много вопросов.

Уравнять в чем? В равном освещении тех или иных событий, тем и проблем? Тогда, действительно должны быть равный доступ к информации, равные требования, права, обязанности и ответственность.

Наверное, все согласятся, что любая деятельность должна основываться на правовой основе. А что мы здесь имеем?

Начнем с того, что профессия журналист, корреспондент числятся в «Классификаторе основных должностей служащих и профессий рабочих» Минтруда.

Это означает, что журналист имеет право на профессиональную деятельность на основе трудовых отношений с работодателем, за что получает заработную плату, гонорары или вознаграждение. Следовательно, на него автоматически распространяются Законы «О СМИ», профессиональной деятельности журналиста и других нормативных документах.

Работодателем на него возлагаются определенные права и обязанности перед редакцией и ответственность перед законом. То есть, любой журналист, штатный, внештатный, фрилансер целиком и полностью зависят от воли учредителя или главреда, редакционной политики того или иного СМИ, зарегистрированного в Узбекистане.

Иначе говоря, журналист зажат рамками редакционной политики и, деятельность его регламентируется соответствующими законами. Одним словом, он находится в четком правовом поле.

А что блогер? Такой специальности в классификаторе не значится. Нет у нас полноценных законов, регламентирующих деятельность блогеров. К тому же, практически все блоги размещены в социальных сетях, не находящихся под юрисдикцией Узбекистана.

В этом плане, блогеры намного свободней в своих действиях. Они никому не подотчетны, не несут никакой ответственности. И если она есть, то это личная ответственность блогера прежде всего перед аудиторией.

Думается, надо учитывать, что блогеры стали неотъемлемой частью коммуникаций, и не зря поднимается вопрос о контроле за информацией, которую они распространяют и их достоверность.

Если же мы хотим перевести отношения в правовое поле, то здесь возникает один нюанс, вернее вопрос, а кого называть блогером? Раньше это были люди, которые в свободное от работы время вели свой блог.

Но очень быстро на этом они стали зарабатывать, то есть монетизировали свои блоги. Иначе говоря, вступили в товарно-денежные отношения «товар-деньги-товар». Действительно информация — это тоже товар, а блог стал подходящей рекламной площадкой. В общем-то, это нормально, кто откажется от доступных денег. Платят ли или как будут платить налоги, это вопрос другой степени.

Таким образом, надо признать, что это в чистом виде коммерческие отношения или бизнес. И как же их называть сейчас? Блогер-предприниматель-бизнесмен? Как бы мы не крутили, это коммерческая деятельность, а такие лица больше подпадают под определение «юрлицо». Однако здесь журналист и блогер априори не сравнимы.

Саида Мирзиёева в проекте документа, который предусматривает внесения изменений в законодательство, предлагает дать определение блогерам в таком виде:
«блогер — физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, анализу, редактированию, подготовке и распространению сообщений и материалов, а также размещающее их на своем веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет, в том числе для ее обсуждения пользователями информации».

Это нормально, здесь можно говорить о каком-то уравнивании с журналистами. Но таких блогеров в чистом виде очень мало – практически единицы. А как быть с определением тех блогеров, которые монетизировали себя и свои блоги?

У журналистов существует понятие «журналистская этика», что означает не злоупотреблять доступной информацией и не использовать её в корыстных целях.

А есть ли понятие «блогерская этика»? Вряд ли кто даст гарантию, что некий блогер, получив доступ к интересной информации, не использует её в корыстных целях. Ведь деньги не пахнут. А об ответственности блогеров в проекте документа о внесении изменений ни слова не говорится.

Не думаю, что большинству журналистов понравится такое уравнивание, собственно, некоторые из них уже негативно к этому относятся. А пока, такое уравнивание выглядит подобно тому, как уравнять туберкулёз и педикулёз.

Проект документа выглядит несколько сыроватым, поспешным, а популистские и непродуманные до конца предложения при его подготовке, вряд ли приведут к желаемым результатам.

М.ДЖАНГИРОВ
Вернуться назад