Главная > Свободное мнение > Открытое коллективное обращение группы инициативных граждан ко всем узбекистанцам

Открытое коллективное обращение группы инициативных граждан ко всем узбекистанцам


Открытое коллективное обращение группы инициативных граждан ко всем узбекистанцам

От редакции сайта www.nuz.uz
В одной из закрытых групп в ФБ было опубликовано обращение группы граждан по злободневной теме - роли религиозного воспитания в духовной жизни узбекистанцев. Тема очень тонкая, но поиск истины важен для всех, кому дорога наша страна.
Именно по этой причине редакция приняла решение опубликовать в колонке "Свободное мнение" это Обращение.
Со своей стороны редакция надеется на то, что как можно больше читателей выскажут свое мнение по сути данного Обращения


Мы, нижеподписавшиеся - группа инициативных граждан, проявляя свои активные гражданские позиции, не оставаясь равнодушными к происходящим в политической жизни общества событиям, особенно, за последнее время, хотели бы обратить внимание всех узбекистанцев на следующее:
Член сенатской палаты Парламента, сенатор от Термезского избирательного округа № 70, Ректор Термезского университета Тошкулов Абдукодир Хамидович в ТВ передаче «Халкаро пресс клуб», транслируемой телеканалом «Узбекистан 24» и прошедшей 16.06.2019 года дня по Кашкадарьинскому и Сурхандарьинскому регионам, в прямом эфире (представившись данным телеканалом субтитрами в качестве ректора ТерДУ и членом сената Олий Мажлиса) высказался четко и ясно о том, что:
«мы (слова автора) на протяжении 100 лет вырвали Ислам (как религию) с образования и с высшего образования в том числе. Мы выравали исламское просвещение, мы размыли границы между дозволенным и недозволенным (религией), мы изъяли правила, как правильно жить. Мы обучали Гёте, но боялись обучать хадисы нашего уважаемого пророка. Если вы читали в одном из местных СМИ, на днях спикер Сенатской палаты Парламента привел в качестве примера слова из хадисов, что и взятки берущий и отдающий будут привлечены к одинаковой ответственности. А ведь, если задуматься, то соответствующие статьи в УК Р.Уз изъяты как раз из хадисов. Санкции статей 210 и 211 – одинаковы, что для дающего, что для берущего. Но сейчас, некоторые ангажируют (саботируют) эти высказывания спикера, выдавая за что- то недопустимое. Потому что мы не научены жить в духе религии. Мы привыкли, что Исламское просвещение должны нести в массы только имамы».

Между тем, мы, как и наш Президент абсолютно уверены, что: «В современных условиях, когда главным показателем конкурентоспособности страны все в большей мере становятся уровень и качество жизни населения, возрастает роль образования — важнейшего фактора прогресса». Именно в образовании, а не в повсеместном насаждении законов шариата в светском по Конституции государстве, к чему призывает ректор ТерДУ Ташкулов.
А разве Исламское образование в нашей стране на высоте? Времена великих муфтиев – наиграмотнейших теологов рода Бабахановых, основателей САДУМ канули в Лету.

Как много наша молодежь на проповедях в мечетях слышит о Великой Исламской философии, Великой Исламской культуре, Великой Исламской Архитектуре, Великой Исламской математике или медицине? Кто из нынешних более чем 2 тыс. имамов может рассказать о жизни великих суфиев, живших и творивших в этих краях? Ответ – считанные по пальцам.

Давайте посмотрим правде в глаза. Сегодня, по крайней мере в Ташкенте, среди прихожан на пятничных молитвах более половины молодые ребята от 18 до 21 года. Для большинства из них джума-намаз – мода, а для меньшинства? Продолжим смотреть правде в глаза – религиозная радикализация молодых людей, к глубочайшему сожалению, происходит именно в мечетях. Причина этому, как раз низкий образовательный уровень многих имамов, которые сегодня забывают говорить о толерантности, любви к ближнему, стремлению к знаниям.

Сегодняшние имамы, стремясь к популярности в молодежной среди, особенно активны в социальных сетях, часто забываются и стараются законами Шариата подменить законы светского государства, которым является Узбекистан. Случайно ли это?

«И те, кто был близок к мировым знаниям, относились к этому с опасением. А что стало в итоге?! Мы открыли дорогу коррупции, мы сами подтолкнули молодежь к мздоимству. Мы научили их к несправедливости, просвещение пришло в упадок. Вот, я хочу вспомнить из истории, что наши предки в полуразбитых медресе учили Коран, до 9 лет они учили его наизусть. А что делаем мы, не обучая религии строим лишь красивые здания, если бы только зданиями все обходилось! Знаете, сколько бы сейчас мы получили таких выдающихся ученых, как Термизий, как Бухарий!?» - продолжает Тошкулов Абдукодир Хамидович.

Мы тоже хотим вспомнить историю: аль-Термизий, или аль-Бухарий, стали выдающимися учеными, не потому, что в «полуразбитых медресе учили Коран до 9 лет и знали его наизусть», а потому, что на этой благодатной земле была преемственность в КУЛЬТУРЕ и в НАУКЕ. Напомним, что Ислам пришел в край, где жили люди уже глубоко познавшие сложную философию зороастризма. Именно преемственность в КУЛЬТУРЕ и в НАУКЕ позволила родить и воспитать многих и многих великих исламских философов.

При всем этом, нам совершенно непонятна связь коррупции с плохим религиозным образованием. Узбекистан – давно провозгласил себя правовым, демократическим государством, а Статья 31 Конституции регламентирует, что Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Принудительное насаждение религиозных взглядов не допускается. К тому же, в статье 5 Закона «О свободе совести и религиозных организациях» указано, что Религия в Республике Узбекистан отделена от государства. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается. Но самое важное по теме, в статье 7-й (Система образования и религия) этого же закона, говорится, что Система образования в Республике Узбекистан отделена от религии. Не допускается включение религиозных дисциплин в учебные программы системы образования. Право на светское образование обеспечивается гражданам Республики Узбекистан независимо от их отношения к религии.

Но господин сенатор, всю нынешнюю проблему современного образования, причины появления пробелов в них, факторы способствующие их развитию и весь другой негатив сваливает на нехватку ученых- теологов, отсутствие Исламского просвещения в образовании и т.д. Вполне возможно, и было бы наверное здорово, решить все вопросы именно таким образом, но как показывает практика, жизнь довольно таки многогранна, сложна и даже непредсказуема. Знать религии и учить их, конечно же, хорошо. Но если зациклиться на одной теологии, мы вновь отбросим себя (как современное цивилизованное общество) в плане научно-технического, международно- политического прогресса ещё на пару веков назад. Помимо чтения молитв в ритуальных храмах, соблюдения конфессиональных традиций и пр., мы обязаны научиться строить станки, высокотехнологичное производственное оборудование, заводы и фабрики – таково веяние времени.

Мы должны модернизировать свои научно- технические, инженерно- конструкторские базы, воспитать высококвалифицированных и заинтересованных в развитии отечественного производства кадров, и по мере возможности, меньше пользоваться готовыми импорт проектами. Мы можем перенять богатый опыт и практику ведущих стран – преуспевших в плане развития науки и современного образования. У нашей молодежи должна быть прочная, духовно- научная основа, чтобы завтра они могли уверенно смотреть в будущее, а не украдкой, через призму всяких радикально настроенных идеологий. Религии – одни из путей к пониманию совести, к самосознанию. Нечто личное между человеком и Творцом. Но, чтобы методом автокаталической формозной реакции синтезировать глюкозу из формальдегида - важно ещё знать химию, математику, физику и другие научные предметы. И без них – никак!

Размышляя вышеописанное, назревают вполне логичные вопросы: как чиновник такого уровня, Сенатор Парламента, к тому же, член комитета по законодательству и судебно- правовым вопросам законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, может допустить такую оплошность?! Что это, непрофессиональное (не)соответствие (незнание основных законов) или попытки изменения существующего светского образа жизни? Мы полагаем, что А.Ташкулов в своих высказываниях вполне отдает себе отчет в том, о чем говорил в прямом эфире. Тогда как, простите, понять его открытое игнорирование буквы и духа основного и специализированных законов страны? Призывом к свержению Конституционного строя? Для кого они тогда писаны, если народный представитель с легкой подачи телевизионного микрофона, может идти в разрез с ними и говорить о том, что ему лично хочется!?

Мы задали вопросы, которые сегодня, как никогда раньше, требуют грамотных и взвешенных ответов.

Нам кажется, что общество ждет открытого диалога и дискуссии по наболевшим проблемам, связанным с образованием, в том числе и с религиозным. Поэтому призываем всех желающих начать такой диалог с участием юристов, правоведов, ученых теологов, узбекской интеллигенции.

Группа граждан из 58 человек
Вернуться назад