Главная > Свободное мнение > Нужны ли Узбекистану современные технологии в общественном транспорте?

Нужны ли Узбекистану современные технологии в общественном транспорте?


По приезду в Москву, я получила от сестры щедрый подарок – карту для проезда в метро более чем на 50 поездок. Ценность такого презента я оценила в первый же вечер, отправившись исследовать достопримечательности «златоглавой». Приложила карту к валидатору – списалась одна поездка-на экране загорелась цифра с количеством оставшихся. Благодаря волшебной карточке, время моего пребывания не было омрачено ни очередями к кассам, ни судорожным обыском карманов в поиске очередной «порции» денег за проезд.

Нужны ли Узбекистану современные технологии в общественном транспорте?

Позже сестра рассказала многообразии подобных карт, каждая из которых учитывает транспортные потребности любой категории граждан.

Однако эта система – давно не нова, и считается вторым поколением систем оплаты проезда в общественном транспорте. В северной столице уж тестируют новую платежную систему более продвинутого уровня. Она основана на облачных технологиях с возможностью строить маршрут через мобильное приложение с привязкой ко времени, объектам на карте, учетом дорожной ситуации и местонахождения общественного транспорта, и многими другими приятностями, существенно облегчающими перемещение по городу, экономящими деньги, нервы, силы и время.

Ну а Ташкент… Мы все еще топчемся на первой, самой низшей ступени эволюции. Несчастные кондукторы неустанно снуют по тесным и жарким автобусам, собирая с пассажиров деньги, у кассы при входе в метро толпятся офисные работники, опаздывающие на утреннее совещание, а на остановке женщина сетует на то, что купила дорогой проездной на месяц, но по причине болезни половину этого времени так им и не пользовалась.

Жетоны теряются в карманах сумок и одежды, контролеры ловят «зайцев», а обещанные терминалы и WI-FI в общественном транспорте так и остались голубой мечтой.

Узбекистан активно внедряет IT-технологии в систему образования, развивает электронное правительство, строит ультрасовременный city-центр, переходит на цифровое телевещание, но то, что лежит на самой поверхности, никак не подвергается модернизации.

Да, у нас недорогое такси. Приемлемо по цене относительно других стран СНГ. Однако вываливающиеся в час пик из автобусов люди – красноречивое свидетельство востребованности населением общественного транспорта, и повод задуматься над усовершенствованием его работы.

Возможно, зрелое поколение воспримет эту идею скептически, испугавшись незнакомых им слов – мониторинг, идентификатор, автоматизация, информационный сервис. Но ведь при грамотной реализации, правильном информировании, ответственном подходе всех вовлеченных инстанций к претворению этого проекта в жизнь то время, которое мы проводим в пути, может стать если и не приятным, то хотя бы не столь стрессовым.

К тому же, что может быть важнее, чем наша безопасность, гарантия того, что жизнь и здоровье наших близких не подвергаются риску? Этот важнейший аспект также обеспечат современные технологии. Благодаря видеомониторингу, успешно и давно применяемому в ряде стран, снизится риск преступлений и террористических актов, жизнь и имущество граждан будут защищены от любых посягательств со стороны криминальных элементов, быстрее и объективнее разрешатся вопросы в случае дорожно-транспортных происшествий. Да и контролировать психическое и общее физическое состояние водителей или машинистов станет значительно проще.

Давно назрела необходимость встать на путь цивилизованного, упорядоченного, современного общества, и в первую очередь это касается социальных сфер. Даже не ради эстетичности, «галочки», демонстрации нашего процветания и соответствия требованиям времени. Ради удобства людей. Для их безопасности. Ради того, чтобы начальник не сделал выговор за очередное опоздание, чтобы успеть к началу спектакля в театре, чтобы сын не уснул, дожидаясь задерживающегося с работы папу, чтобы кондуктор раньше времени не поседел от нервов, излавливая находчивых аферистов.
Вернуться назад