Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Проклятье пени, или негуманность компьютера

Проклятье пени, или негуманность компьютера

Проклятье пени, или негуманность компьютера

Я уверен, что я поднимаю проблему, которая мучает десятки, тысячи граждан страны. Это проблема штрафов, которые называются «пеня». Я уверен, что каждый проклинает эту пеню. Уверен, что эта проблема порождает огромную социальную несправедливость, моральный дискомфорт, физическую суету и материальные потери в жизни многих и поэтому ее нужно кардинально решать.

Что такое пеня? Это тот штраф, который гражданин должен заплатить государству за просроченную оплату каких-то госуслуг. Возьмем, к примеру, плату за снабжение домов бытовым газом (аналогичная ситуация существует и в других секторах – электричество, налоги, аренда и т.д.) Итак, мы платим за потребление бытового газа в своих домах. Кто-то исправно – в установленные сроки, кто-то с некоторым опозданием, а кто-то совсем уж поздно. Дата оплаты за прошедший месяц установлена как не позже 10-го числа следующего месяца. Вот это и есть то проклятие, которое преследует нас всю жизнь.

Все мы живем с миллионом каждодневных проблем, планов, занятостей, задач и т.д.; жизнь проходит в спешке и суете. И в числе тех суетных проблем, которые мучают нас, стратегическая задача – успеть бы вовремя оплатить за газ! Иначе пеня. И как назло, не укладываемся (в большинстве случаев) все выполнить в установленный срок. Мы ведь не можем каждый день и каждый час только и думать, что о газе (электричестве, воде и т.д.). Но система строга и одинаково карает каждого, кто просрочил оплату хоть на один день. Тут нас поджидает скрытая ловушка. Подсчет и учет вашей задолженности делает запрограммированная компьютерная система. Она – бездушный, негуманный робот и не щадит никого. А человек, сидящий за компьютером (работник райгаза или РЭС), когда вы ему пытаетесь объяснить причину просрочки (чаще всего уважительную), ссылается на компьютер, и отвечает вам заученной и набившей оскомину фразой, что ничем не может помочь, т.к. в компьютере работает программа и ничего нельзя изменить. Более того,он верит компьютеру больше, чем вам.

Таким образом, компьютер, который вешает на вас пеню, не дает вам расслабиться ни на минуту. Хорошо, если вы бдительны настолько, что успеете стратегически среагировать на свою незначительную отсрочку и быстро заплатите незначительную пеню. Но не все же такие стратегические мыслители, как вы. Многие в каждодневной суете не только часто забывают о незаметно преследующей их пене, но и не знают о ней по разным причинам. А когда он узнает о ней, то оказывается, что набежала огромная сумма задолженности.

Несчастный гражданин бежит в райгаз или отделение Бюро принудительного исполнения (БПИ), чтобы разобраться и по возможности, удалить эту пеню или хотя бы уменьшить ее до разумных величин, но увы: там не человек решает, а компьютер. Оговорка чиновника, что каждый гражданин подписывал соответствующий договор с райгазом, в котором указывается (предупреждается) на пеню за просроченную оплату – не убедительна! И здесь мы переходим от описания положения обывателя к более строгим рассуждениям о данной проблеме.

Во-первых, далеко не каждый читал свой договор или даже если и читал, помнит предупреждение о пене. Да, конечно, есть незыблемый принцип, гласящий: не знание закона не освобождает от ответственности. Но вопрос в том, что этот закон сам не справедлив и его надо менять. Он не учитывает многих нюансов жизни граждан и выработан на основе механистического и уравнительного подхода. Другими словами, принцип пени одинаково применим ко всем без исключения гражданам независимо от тех ситуаций, в которых они могут оказаться в силу разных обстоятельств жизни (командировки, финансовые проблемы, обычная забывчивость, материальное положение, чрезвычайная занятость и т.д.). Он также не учитывает того смягчающего обстоятельства, что чаще всего несвоевременная оплата бывает не злостным нарушением, особенно когда гражданин все же регулярно (пусть даже с некоторой просрочкой) оплачивает за газ.

Во-вторых, на протяжении многих лет сотрудники райгаза обычно сами посещали дома и квартиры, чтобы проверить показания счетчиков и получить от жильцов необходимую плату. В последующем эта практика была заменена на посещения домов сотрудниками районного БПИ. Это было большим удобством. Эта «традиция» привела к тому, что жильцы домов оказались привязанными к этим сотрудникам и фактически жили с уверенностью, что вот придет сотрудник БПИ, и ему будет произведена соответствующая оплата. То, что сотрудники райгаза, РЭС или БПИ иногда приходили после 10-го числа каждого месяца, особо никого не волновало и таким образом, пеня фиксировалась автоматически самой системой. Как видим, удобство оплаты сосуществует с несправедливостью штрафа.

В-третьих, а зачем нужна эта пеня вообще? Ведь можно придумать множество других мер принуждения граждан к оплате. Зачем все время бить гражданина по карману? Принцип социальной справедливости предполагает, как раз, возможность и необходимость смягчения бремени различных издержек рыночной экономики. А это можно осуществлять творческим улучшением менеджмента, как говорят специалисты – хорошим управлением процессами (goodgovernance). Например, можно ввести механизм телефонного предупреждения, СМС-сообщения о накапливаемой пене. Ведь зачастую гражданин узнает о накопленной пене, только когда он сталкивается (а это бывает редко) с ситуацией неизбежного обнаружения задолженности, например, в момент обращения к нотариальным услугам, которые не будут оказаны без погашения задолженности.

Но даже если принцип пени столь незыблемый, то можно и его сделать более гибким... и гуманным. Например, начислять штраф не по факту ежемесячной фиксации момента оплаты, а раз в квартал. А с учетом регулярности (!) оплаты гражданами (пусть даже с некоторой задержкой – на неделю, на месяц или два) за газ (ток), то и вовсе отменить для них пеню.

В-четвертых, специфика общества, менталитета, условий и уровня жизни людей, особенности различных жизненных ситуаций, разумеется, не принимаются во внимание в процессе разработки правил и законов типа штрафов за несвоевременную оплату. Надо признать, что уровень правовой грамотности многих граждан, их материального благосостояния, социальной активности, индивидуальной ответственности еще довольно низок. Поэтому прямолинейное, механическое применение системы штрафов неизбежно вызывает социальное недовольство, напряжение и недоверие к государственным структурам. Когда наступает критический момент, т.е. когда граждане сталкиваются с необходимостью разбора своих проблем по выплатам долгов, то отделы БПИ, банки, райгазы, РЭС становятся базарным местом. Нарушается нормальный ритм работы этих структур и создается излишняя нервозность как у их сотрудников, так и у посетителей. Такое редко, где можно увидеть за рубежом, особенно в развитых странах. Следовательно, важно предусмотреть механизм облегчения подобных психологических и социальных нагрузок, которые в больших масштабах появляются в наших условиях.

В-пятых, компьютер, конечно, вещь незаменимая в данном деле. Однако, к сожалению, в него не запишешь программу гуманности. Но и здесь есть выход из бюрократического тупика. Программу для компьютера составляет человек. А он руководствуется тем заданием, которое ему поручает начальство. На самом деле это задание сводится к одной простой установке: запрограммировать фиксацию момента оплаты и начисление пени за каждый просроченный день оплаты гражданином за газ после страшной даты – 10-го числа нового месяца. Решение данной проблемы может быть таким, например, запрограммировать: не ежемесячную просрочку, а квартальную; сигнализацию со стороны компьютера абоненту – гражданину – о его просрочке; возможность списания долга с учетом специальных ситуаций, в частности, с учетом регулярности производимой оплаты, т.е. на более раннем этапе, не доводя дело до суда, который только и уполномочен сегодня решать вопрос о списании.

В-шестых, зарубежный опыт в этом деле разнообразен и богат. Например, на почту по адресу проживания гражданина приходит ежемесячное (или ежеквартальное) письменное уведомление от соответствующего учреждения о его задолженности за прошедший период и напоминание о возможном штрафе. Возможно также снятие суммы задолженности с карточки или банковского счета гражданина после соответствующего (даже повторного) уведомления. Также можно решение проблемы пени автоматизировать, не доводя до накопления и умножения этого штрафа в течение месяцев или годов. Другими словами, можно пойти на встречу гражданину и помочь (!) ему избавиться от проклятия пени и сделать систему более гуманной.
Не уплачивающий в срок за газ (или электричество и т.д.) гражданин, конечно виновен, но его вину следует рассматривать не механически и бездушно (по принципу наказать во что бы то ни стало), а сквозь призму допущения сотрудничества гражданина и государства. Ведь есть же понятия незначительного нарушения и злостного нарушения. (Компьютер их не отличает). Критерием определения типа нарушения может служить частая повторяемость штрафных ситуаций или спорадичность таких ситуаций. Правила пишут люди. И если эти правила не совершенны, то их надо постоянно улучшать, а не настаивать на раз установленных правилах. В этом и заключается диалектика хорошего управления социальными процессами и ситуациями.

Фарход Толипов
Политолог, доктор наук

Иллюстрация: verbit.ai
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Комментарии
Оракул
Правильные слова! Поддерживаю автора статьи, ведь если предприятие на котором я работаю не даст зарплату до 10 числа, то автоматом идёт пеня за просрочку. А если являешься примерным плательщиком, почему не дать за это бонусы!? По справедливости!
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Хокимам запретили дарить машины и квартиры по своему усмотрению: стало известно, откуда они брали на это деньги

Метановые заправки массово воруют газ «особо продуманным» методом: ущерб дошел до 30 миллиардов сумов

Обращение к Министру здравоохранения Республики Узбекистан

Минздрав отреагировал на обращение Елены Царевской, потерявшей ребенка: начата проверка

expo
Похожие статьи