13.8 C
Узбекистан
Пятница, 23 октября, 2020

Мягкая сила или классический демонтаж. Часть 1

Топ статей за 7 дней

В Ташкенте сотрудник хокимията предложил пенсионерке подарить ее квартиру районным властям (видео)

Сестры Юха и Нурилнисо Мустаяповы – одинокие пенсионерки. Работали всю жизнь, ухаживали за больной мамой, и так...

В Ташкенте женщина вмешалась в прямой эфир репортажа о низких ценах на мясо и уличила корреспондента во лжи (видео)

Во время съемки репортажа о ценах на продукты питания корреспондент телеканала «Узбекистан 24» рассказал о том, как...

В Кашкадарье сотрудники завода Uzbekistan GTL устроили массовые беспорядки. Минэнерго прокомментировало инцидент (видео)

На строительной площадке завода «Uzbekistan GTL» сотрудники подрядной организации устроили массовые беспорядки. Как сообщают...

Подпишитесь на нас

51,631участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,270участниковПодписаться
Мягкая сила или классический демонтаж. Часть 1

Идеология – это взгляды и ценности, которые обосновывают то, каким должен быть фундамент общества, его политическое, социально-экономическое устройство. Идеология нужна для того, чтобы общество было сильным и стабильным, сплоченно и синхронно двигалось в определенном направлении.

Если люди будут иметь разные убеждения и представления о том каким должен быть фундамент дома – деревянным, каменным, кирпичным, глинным, бетонным — они постоянно будут спорить и бороться между собой. В итоге, дом не будет построен. Если люди будут иметь различные представления о том, в каком направлении должно двигаться общество, оно никогда не доберется до места назначения. Поэтому в обществе необходимо формировать определенные взгляды и предпочтения касательно того, каким оно должно быть.

Для этого в обществе нужно формировать определенные ценности, что требует огромных ресурсов и знаний, технологий и институтов, терминологий и систем оценок, которые совместно составляют идеологическую конструкцию. Выстраиванием идеологической конструкции занимаются государства и институты, которые, в свое время, продвигали идеи нацизма, либерализма, протекционизма, социализма и т.д. Сегодня после падения социалистической идеологии единственно успешно продвигаемой идеологией является идеология глобализма.

Экономическая основа международных отношений

Представим страну, которая все импортирует и экспортирует, то есть, не имеет собственных ресурсов и рынка сбыта. ВВП этой страны формируется по формуле:

ВВП = цена экспортированных товаров и услуг – себестоимость импортированных сырья и материалов.

Если вся стоимость импорта составит 100 долларов, а экспорта — 200 долларов, то ВВП этой страны составит 100 долларов. Чем ниже цена импорта и выше цена экспорта, тем выше добавленная стоимость страны, то есть рост ее ВВП. Поэтому, содержанием международных отношений является обеспечение доступа страны к
— ресурсам других стран и импорт этих ресурсов по возможно низким ценам;
— рынкам других стран и экспорт товаров и услуг по возможно высоким ценам.

Базовым условием роста ВВП является сбыт товаров и услуг. Если произведенные товары и услуги в обществе не будут реализованы, то даже большие инвестиции не приведут к росту ВВП. Все что производится, страхуется, кредитуется, гарантируется, транспортируется, добывается, перерабатывается, разведается направлено, в конечном итоге, для удовлетворения конкретных потребностей человека. Если люди не будут обладать достаточными доходами, чтобы купить произведённые товары и услуги, это не приведет к росту ВВП. Поэтому сбыт товаров и услуг является крайне важным не только во внутренней, но и в международной политике.

Идея глобального рынка

Мировые ресурсы распределены между странами неравномерно – одни страны обладают большими ресурсами, а другие — нет. Уровни развития и потребления стран так же неравномерны – одни страны сильные, другие — нет.
Всегда одни страны нуждаются в ресурсах и рынках других стран. В развитых странах объем ресурсов не всегда достаточен, чтобы удовлетворить высокий уровень потребления. С другой стороны, уровень производства товаров и услуг может значительно превышать уровень потребления в этих странах. Поэтому власти стран всегда находятся в состоянии вынужденной борьбы за рынки и ресурсы, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни для своих граждан и сохранить свою политическую власть.

Проявлением этой борьбы являются различные войны, колониализм, апартеид и т.д. Эту борьбу можно также увидеть во многих международных договорах («Нанкинский», «Хумэньский», «Вансяский и Хуанпуский», «Айгунский», «Канагавский», «Американо-корейский», «Симоносекский» договора, «Двадцать одно требование» и др.). Борьбу между Англией и Китаем можно увидеть в «Нанкинском договоре», который обеспечил Англии беспрепятственный доступ к китайскому рынку для сбыта своего опиума — открыл пять китайских портов, гарантировал им привилегии и освободил их от действия правовых норм Китая. Посредством «Американо-корейского» договора американцы добились снятия импортных пошлин на свои товары и получили свободный доступ к корейскому рынку взамен военной поддержки.

После деколонизации государства бывших колоний стремятся контролировать свои цены, рынки и ресурсы в собственных интересах. Это приводит к значительному ограничению доступа развитых стран к рынкам и ресурсам бывших колоний.

Рост благосостояния в развитых странах привёл к росту капитала, правового и политического сознания, популяризации принципов гуманизма и справедливости. Военные методы борьбы за рынки и ресурсы становятся непопулярными, что создает необходимость в разработке более цивилизованных методов международного сотрудничества. И создание международных институтов сыграло главную роль в избежание открытых войн между странами за рынки и ресурсы. Эти институты разработали грамотные рецепты и сформировали либеральные ценности, которые обосновывают необходимость создания единого глобального рынка. В глобальном рынке границы между странами устраняются, рынки и ресурсы стран становятся общими.

Роль идеологии в продвижении интересов. Форма и содержание

Если раньше доступ к рынкам и ресурсам имел принудительный характер (различные войны, колонизация, апартеид, и т.д.), то сегодня он обрел добровольный характер, олицетворяя мягкие и эстетические формы. Содержанием международных отношений является борьба за рынки и ресурсы, а его формой, то есть ее упаковкой и оформлением — ценности.

Гуманизм и справедливость, свобода слова и демократия являются универсальными ценностями, которые необходимы для любого общества, чтобы оно стабильно развивалось. Однако эти ценности имеют свою цену и также служат инструментом для продвижения интересов и эстетического их оформления. Чтобы продвигать интересы нужно продвигать соответствующие знания и ценности, формировать определенные мировоззрения, которые благоприятствуют продвижению интересов.

Несмотря на это сегодня популярно мнение, что международные отношения — это трепетная забота стран о взаимных интересах. И это объясняется тем, что современные люди стали намного справедливыми и гуманными, чем люди прошлых поколений. Это не совсем так, поскольку за все время своего существования, общества боролись между собой за рынки сбыта и ресурсы. И наше время, который представляет совершенно мизерный отрезок во всем времени существования человека, не может быть исключением. Этот отрезок времени настолько мизерный, что законы и порядки, которые существовали в течении тысячелетий, не могут внезапно прекратить свое существование, только потому, что сегодня 21 век!

Более того, мы не стали лучше и гуманнее, умнее наших предков, потому что наши реки и воздух не стали чище, а вера — искреннее, чем раньше. Мы не стали свободнее, чем наши предки, а наоборот, стали больше зависимы от беспокойств из-за несоответствия различным ценностям и стандартам. Нас постоянно угнетает то, что мы живем хуже, чем другие, потому нас постоянно с кем-то сравнивают и оценивают, критикуют за несоответствие неким ценностям и стандартам, которые повсеместно кем-то навязываются.

Советская и западная идеологии

Понятия «справедливость» и «гуманизм», «свобода слова» и «демократия» являются исключительно идеологическими, а не научными категориями. Они являются универсальными ценностями, хотя идеологи придают разный смысл к этим ценностям исходя из интересов общества.

Даже во времена Фараонов ценности гуманизма и справедливости были стрежнем общества. Люди видели смысл жизни в следовании принципам гуманизма и справедливости, которого можно было добиться исключительно посредством служения Богам, которых представляли сами Фараоны. Власть Фараонам обеспечивала вера людей в то, что Фараоны являются Богами и любые сомнения в этом устранялись.

Несмотря на это причастность Фараонов к Богам часто ставилась под сомнение, что снижало их влияние в обществе. И чтобы сохранить свою власть Фараоны использовали знания о солнечном затмении как инструмент для убеждения людей в то, что любые действия против воли Фараонов неизбежно приводят к гневу Богов и «выключению» солнца. И состоявшиеся затмение («выключение») солнца во время бунта, организованного самим Фараоном против себя, забетонировало эту веру и обеспечило власть Фараонам на столетия.

Стереотипы и сильная вера людей позволили сплотить и направить энергию общества на создание уникальных объектов. Масштабы и конструкций этих объектов удивляют даже современников.

В советской идеологии справедливым считалось централизованное распределение ресурсов государством для обеспечение социального равенства. А предпринимательская деятельность и расслоение общества – негуманным.
Западные страны, напротив, обозначили несправедливым любое государственное вмешательство в рыночные процессы и ограничение свободы предпринимательской деятельности, даже если это приводит к расслоению общества. А ограничение любых прав и свобод в сфере предпринимательства – негуманным.

Советская идеология не учитывала интересы, предпочтения и традиции отдельных народов. Идеология насаждалась принудительно — запрещала одни и навязывала другие ценности. Люди хотели верить в Бога, но их принуждали верить в идеалы коммунизма, они хотели заниматься ремеслом, но им запрещали предпринимательство. Люди хотели соблюдать свои традиции, но соблюдать религиозные обряды, варить сумаляк было нежелательным.

В отличие от советской западная идеология не использовала принудительные меры. Образно говоря, она не заставила ребенка проглотить таблетку, а завернула ее в конфетку настолько красиво и изящно, что у самого ребенка возникло желание ее проглотить. Не осознав, что проглотил таблетку, ребенок испытывал симпатии не только к таблетке, но и к тому, кто ее дал. А симпатии – это основа влияния! Принуждение ребенка к таблетке навсегда формирует в нем негативное отношение к таблетке и тому, кто заставил ее проглотить.

Именно этот грамотный подход позволил западу выстроить прочную идеологическую конструкцию, которая эффективна и по сей день. Более того, западные страны отделили идеологию от государства (так же, как и религию от государства), создали отдельные институты и придали им международный статус, включив в состав этих институтов многие другие страны. Таким образом западные страны продвигают свои интересы от лица этих международных институтов и это помогает им завуалировать интересы запада. И любые решения (глобализация, в том числе) этих институтов воспринимается как решение международного сообщества.

Уязвимость советской идеологической была в том, что ее конструкцию одновременно представляли власти и их политика. Потеря авторитета власти или ее политики неизбежно приводила к потере авторитета власти и крушению всей конструкции, что и произошло. На западе, потеря авторитета власти или партии не приводит к крушению идеологической конструкции, поскольку формально идеологию проводят не власти, а отдельные международные институты. А граждане не могут влиять на политику и лидеров международных институтов.

Говорят, что советские люди жили намного счастливее, чем люди на западе несмотря на то, что они обладали меньшими, чем на западе, материальными ценностями, свободой и демократией. Скорее всего это связано с тем, что советские люди были защищены от внешних пропаганды, провокации и критики. Они верили, что живут лучше всех в самой сильной и справедливой стране мира. Счастье – это не только объективная, но и субъективная категория.

Аваз КАМАЛОВ
Специально для nuz.uz

Продолжение следует.

  1. Боже, Аваз Камалов. Какие очевидные вещи вы пишете. Только посыл странен. Точнее его нет. А есть только заказ на красивую статью, пусть ни о чём, но красивую.

  2. Ну про запад вам кажется, что так там устроено, на самом деле, там все завуалировано.

  3. Скорее не защищены от внешней пропаганды, а промыты своей пропагандой, и это характерно и для постсоветских людей.
    В целом, статья ни о чем, но часть про то, что инвестиции без реализации продукта бессмысленны, весьма актуальна

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Наргиза Нуруллаева: сегодня в стране зафиксированы случаи повторного заражения коронавирусом

Член штаба по борьбе с коронавирусом Наргиза Нуруллаева рассказала о зафиксированных случаях повторного заражения коронавирусной инфекцией в...

Авторы популярного сериала, который приобрел Netflix за $1 млн, снимут приключенческое фентези в Узбекистане

НА "Узбеккино" подписало меморандум о сотрудничестве с российской кинокомпанией "Спутник Восток Продакшн" по съемкам фильма "Солнце на вкус" В...

Хабиб – Гэтджи. Уже завтра!

Хабиб Нурмагомедов будет сражаться с Джастином Гэтджи за титул чемпиона в легком весе. Этот поединок возглавит турнир UFC 254, который будет проходить...

Жители ташкентского зоопарка (фото)

Будни обитателей столичного зоопарка.

Станет теплее: Узгидромет рассказал о погоде на выходных

Вчера на территорию Узбекистана осуществилось вторжение холодного воздуха с районов Урала. По всей территории республики наблюдалось увеличение облачности, по областям Ферганской долины, в горных и предгорных районах прошли...

Больше похожих статей

ЎЗ